"Природы чудные мгновенья"

 Работу выполнили Г. Ю. Реут, Т. Н. Пепеляева 

Урок литературы в 5 классе.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (раздел тематического планирования Примерной рабочей программы).

Тема урока: «Природы чудные мгновенья». 


Цели:

- обучающие: формирование умения делать выводы на основе сопоставления разных видов искусства, совершенствование умения проводить анализ стихотворений, используя знания об изобразительно-выразительных средствах языка, умения выразительно читать, передавая личное отношение к произведению, осознание важности чтения художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений;

- развивающие: развитие умения видеть красоту русской природы и выражать свои чувства в устных высказываниях, развитие умений устанавливать межпредметные связи;

- воспитательные: воспитание любви к природе, способности замечать прекрасное вокруг себя, понимание эмоционального воздействия искусства; воспитание интереса к познанию родного языка и культуры

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

проявление интереса к познанию родного языка и культуры; восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной литературы и культуры как средства самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства.

Метапредметные  результаты:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; анализировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; использовать  возможность работы в паре.

Предметные результаты:

1) определять тему и главную мысль произведения, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения; образ; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; 

2) выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению; 

3) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного; 

4) владеть начальными умениями интерпретации и оценки поэтического текста;

5) осознавать важность чтения художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития. 


Виды организации учебной деятельности на уроке: 

выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); выявлять музыкальность поэтического текста; выражать личное читательское отношение к прочитанному; заучивать одно из стихотворений наизусть.

Тип урока: интегрированный урок литературы, изобразительного искусства.

Ход урока: 

Учитель читает стихотворение Рыленкова Н.И.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? 

Ученики. О природе, о родине, о красоте природы ..

Учитель.  Как научиться видеть эту красоту? Что говорит об этом поэт?

Ученики. Уметь вслушиваться и всматриваться.

Учитель. Верно. И только тогда мы увидим и почувствуем чудные мгновения природы. Поэтому я предлагаю так и назвать наш урок ««Природы чудные мгновенья» (тема на слайде). Попробуем, исходя из этого, сформулировать цели и задачи, которые предстоит нам решить. 

Ученики. Мы должны увидеть красоту природы; читая стихи, убедиться, что природа прекрасна в любое время года и дарит нам чудные мгновенья.

Учитель. Молодцы, ребята. А еще мы должны постичь своеобразие языка поэта, композитора и художника, которым они рисуют природу, одухотворяя и олицетворяя ее. Давайте поучимся искусству замечать прекрасное и передавать его в слове у тонкого лирика 19 века Афанасия Фета (портрет на слайде), написавшего стихотворение «Осенняя роза». 

Звучит стихотворение в исполнении мастера слова (аудиозапись), на слайде репродукции картин Рашель Рюйш и Михаила Врубеля. 

Учитель. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Ученики отвечают.

Учитель. Какую мысль выражает поэт, изображая розу, сохранившую красоту даже в холодную осень?

Ученики отвечают.

Учитель. Да, это мысль о торжестве красоты: она так же, как и добро, побеждает зло и вдохновляет на творчество.

Учитель. Обратимся к поэтическому тексту, он у вас на партах. Какие слова стихотворения кажутся вам необычными, неожиданными? («дохнул сентябрь», «сад обнажил чело», «георгины дыханьем ночи обожгло»). Как вы думаете, почему именно слово «обожгло» выбирает поэт ? Как вы его понимаете в этом контексте? 

Ученики отвечают.

Учитель. Какое это изобразительно-выразительное средство?

Ученики. Это метафора. 

Учитель. Какие еще тропы использует Фет?

Ученики приводят примеры.

Учитель. Почему именно роза сохранила жизнь, несмотря на мороз?

Ученики. Автор называет ее царицей, только она «благоуханна и пышна», «благоуханна и нежна».

Учитель. «Царица роза» вдохновляла не только поэтов, но и художников. Предлагаю вам посмотреть репродукции картин разных живописцев и ответить на вопрос: какая из этих цветов похожа на розу, изображенную Фетом? Почему?

Ученики отвечают и читают стихотворение выразительно.

Учитель. И поэт, и художники подарили нам чудное мгновение, передавая нам любовь к природе в своих произведениях.

Все времена года прекрасны, но у каждого поэта есть любимое время года. О ком из поэтов вы знаете?

Ученики называют.

Учитель. А у русского поэта начала 20 века Константина Бальмонта одним из любимых времен года была зима. (На слайде портрет К. Бальмонта). И сегодня мы познакомимся с его удивительным стихотворением, главной героиней которого является снежинка. Оно так и называется. 

Дети слушают стихотворение в исполнении мастера слова. На слайде картина Н.Сюзевой «Снежинки белые».

Учитель. Теперь каждый про себя прочитает стихотворение и обратит внимание на лексическое значение слов, которые находятся под текстом («низринула», «лелеять», «лазурь»). 

Один из учеников читает стихотворение выразительно.  

Учитель. Подумайте, выразил ли поэт свое отношение к снежинкам. Свои мысли нужно доказать, опираясь на текст. Работа в парах.

Ученики. Поэт восхищен снежинкой, она красивая и белоснежная, он называет ее чистой. Он жалеет ее, потому что она ринулась на землю и не знает, что ее там ждет ... Нет, он ею восторгается: «какая чистая, какая смелая».

Учитель. Каким образом поэт показывает смелость снежинки?

Ученики называют глаголы, показывающие полет снежинки: она «дрожит, взметается», «светло качается», «кружится бешено», «на землю просится», «покинула лазурь». 

Учитель. Можно сказать, что снежинка живая?

Ученики. Да. С помощью олицетворения он наделяет снежинку способностями человека. 

Учитель. Верно. И делает это очень талантливо. И мы снова переживаем чудное мгновенье, ощущая чистоту снежинки и ее хрупкость. Посмотрите на картину Н.Сюзевой «Снежинки белые». Как удалось художнице уловить и передать чудное мгновение природы?

Ученики отвечают.

Учитель. Давайте попробуем употребить эпитеты и метафоры в тексте (на доске текст с пропущенными словами). 

Текст. На нашем уроке время ... На лицах всех ребят .... улыбка, глаза ....  

Стихи и картины делали нас ... Все это с нами происходило, потому что мы умеем ценить природы ... Сейчас раздастся ... звонок, и мы уйдем с урока ...   С ... настроением.

Учитель. Уверена, что вы с удовольствием выучите одно из стихотворений. А для художников дополнительное индивидуальное задание (по желанию): нарисовать иллюстрацию к одному из этих стихотворений .  

  



Комментариев нет:

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."