Интегрированные гуманитарные уроки литературы.




"О красоте человеческих лиц" (Н. Заболоцкий)

Цель: Дать обучающимся представление о внешней и внутренней красоте человека через восприятие произведений искусства и литературы; Способствовать активизации исследовательской деятельности учеников через сравнение и анализ художественных произведений и картин. 
Галерея А. Шилова

Мизансцена

Г.Ю: Ребята, когда я училась в 9 классе, у нас в школе проходил диспут "Какого человека можно считать красивым?". Мне поручили выучить стихотворение малоизвестного мне тогда поэта Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка". Это стихотворение удивило меня своей концовкой, вернее вопросом, которым оно заканчивалось. Эти слова перед вами, они стали эпиграфом нашего урока. Какие вопросы о красоте вы хотели бы задать друг другу, мне, Анастасии Александровне? Сформулируйте их вслух.
А.А: Я являюсь студенткой 5 курса Сибирского Федерального Университета Филологического факультета, поэтому регулярно читаю журналы филологического направления, просматриваю журналы мод, стилистики, интерьера и часто встречаю объявления, вот одно из них: "Модельное агентство "StarModel" объявляет открытый кастинг для девушек с параметрами, приближенными к 90-60-90, рост от 170 см, в возрасте от 16 до 25 лет, не состоявшими в браке, привлекательной и эффектной внешности, независимо от наличия профессионального обучения и места проживания". Вот такие критерии красоты у нас сегодня!
Г.Ю: Красота! С какими словами она ассоциируется у вас, ребята?
Ученики отвечают:
Красота поэтической речи? А еще?
Ученики отвечают:
Г.Ю: Недавно в словаре синонимов мне встретилось интересное выражение о красоте лица человека - счастливая внешность или наружность.
А.А: А мне известны такие синонимы к слову красота - лепота, благолепие. Но, к сожалению, эти слова считаются устаревшими.
Г.Ю: Сегодня же, ребята, мы с вами хотим поговорить о вечном. Великие поэты, художники оставили в вечности свой гимн женщине - её внутренней и внешней красоте, поэтому тема нашего урока: "О красоте человеческих лиц". Эту строчку мы тоже взяли из стихотворения Н. Заболоцкого. Вот как об этой проблеме сказал М.Ю. Лермонтов.
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
А.А: Ребята, вспомните имена тех, кто творил историю мирового изобразительного искусства. В основном они принадлежат мужчинам. Потому-то и воспета так ярко и вдохновенно красота и грация женщины в живописи и скульптуре всех народов. В образ женщины живописцы вложили свои представления об идеале, всю глубину знаний об окружающем мире. Вот перед вами знаменитый портрет. Ребята, а кто это изображен и кто автор?
Ученики отвечают:

А.А: Да, эта картина Рафаэля  «Сикстинская Мадонна»- вечный символ женственности и тайны женской души. А эта картина "Донна Велата". О ней послушаем С. Таню:
Сообщение ученицы.
НА ЭКРАНЕ
"Сикстинская Мадонна" и "Донна Велата".

Г.Ю: Это одно из самых прославленных произведений художника.
Василий Андреевич Жуковский признавался в изумлении: "Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъяснимое" :Когда я смотрю на Сикстинскую Мадонну Рафаэля, несущую своё дитя людям, заведомо зная его судьбу, то испытываю боль невосполнимой утраты. Истинная красота женщины, утверждает Рафаэль, - в материнстве.
А.А: А для меня образ Марии исполнен сдержанного волнения. Посмотрите как, серьезно и печально смотрит она вдаль "Её благородный облик полон душевной чистоты и красоты. "Сикстинская Мадонна" гармонически сочетает в себе настроение тревоги и глубочайшей нежности. Вот как об этом произведении сказано в поэзии.
Ученица читает стихотворение.
Задание:
(«Федор Степанович Рокотов "Неизвестная»)
А.А:Ребята, сейчас перед вами репродукции с картин художников 18 в. Один из исследователей их творчества назвал их портретами - симфониями. А что такое симфония?
Ученики отвечают:
А.А: Послушайте одно из описаний портрета, и вы поймёте, почему это симфония, кроме того, ребята, попытайтесь определить, о каком портрете идёт речь и объяснить, почему вы так считаете:
На портрете запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Гамма розовых и серебристо-серых тонов, сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной: полуулыбка, скользящая на губах, взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость и какая-то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.
Ученики дают ответы.
А.А: Да, это картина Федора Рокотова, которая называется "Неизвестная".
 НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ Струйской.
Г.Ю: Как известно, глаза - это зеркало души. Сейчас вы видите самый замечательный портрет Рокотова - Струйской Александры Петровны. Мы смотрим на портрет и слышим голос очарования. Это женщина добра, чутка, сиятельна. Не смог остаться равнодушным к этому портрету известный русский поэт 20 в. Николай Заболоцкий. Вот как он написал об этой картине:
Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
А.А: Эти полотна посвящены самым прекрасным женщинам 18 в.
Г.Ю: А кто из известных женщин 19в. была признана первой красавицей Петербурга?
Ответ.
НА ЭКРАНЕ - портрет Н.Н. Гончаровой (художник Брюлов).

Что вам известно о ней..?
Ответы учащихся:
А.А:. А что об этом портрете говорили современники Пушкина, расскажет Лера.
Г.Ю: Хочу добавить, что А.С. Пушкин в женщине ценил, прежде всего, внутреннюю красоту и в письме он писал своей горячо любимой жене: "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица".
А.А:. В 1842-1843 годах были написаны ещё два портрета прекрасной женщины художником Владимиром Гау. Он с большим мастерством и тщательностью написал тонкие черты лица, изящные линии шеи, плеч. Печальные глаза, разделённые на прямой пробор волосы, высокий чистый лоб. Родившая четырёх детей, перенёсшая смерть мужа - она сохранила свою красоту, изящество, женственность.
Г.Ю: Кроме счастья, много страданий выпало на долю жены А.С. Пушкина. С помощью писем, а также картин, оставленных нам великими художниками, можно воссоздать образ той, душу которой Пушкин любил более её прекрасного лица.

А.А:. А я, глядя на женские портреты, вспоминаю слова Виктора Гюго: "Вы созерцаете звезду по двум причинам, потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами сияние более нежное и тайна более глубокая - женщина".
Г.Ю: Да, красивое сравнение с сияющей звездой, истинная красота не увядает, она исходит изнутри. Подтверждением этого для меня являются женские портреты одного из самых известных русских портретистов, нашего современника, Александра Шилова. Он пишет портреты не только известных людей, не только прекрасных внешне женщин, но и портреты безвестных старух. Может быть не каждый из вас, ребята, видит их внешнюю красоту, но вы не сможете не согласиться, что они прекрасны духовной жизнью
А.А: Да, женские портреты этого мастера удивительно привлекательны. Это гимн красоте, женственности, материнству. Например, этот портрет называется "Ожидание". Это светлый образ женщины, которая скоро станет матерью.
Г.Ю: Она подарит миру новую жизнь. Долго мать растит сына, но неизбежен час, когда она должна отдать его миру, поэтому с такой же глубиной проникновения Шилов пишет портреты старушек, глубоко лиричные, индивидуальные, однако одновременно и обобщенные.
А.А: А эта картина называется "Ждет сына". Выцветшие глаза слезятся от старости и оттого, что устали без конца всматриваться в проселочную дорогу: не едет ли домой пропавший сын?
Г.Ю:
Я сейчас вспоминаю, давно это было:давно:
Утро. Осень метет, жмутся к небу озябшие птицы
Ты все смотришь в окно.Ты все смотришь и смотришь в окно
Хоть бы скрипнула дверь, хоть бы вздрогнули вдруг половицы, -
Сын из дома ушел! И когда он вернется теперь?
И потянутся дни. И слезы материнской не спрячут:
А.А: Да, нельзя не заметить сходства живописных портретов с поэтическим (портрет "Зацвел багульник"). Это и тревога, и ожидание, и тоска, читающиеся в каждом лице, и глубокие морщины на них, и скорбные складки в углах рта, и по - старчески светлые глаза, и натруженные руки.
Г.Ю: Опять же вспоминается Пушкин. Может быть, вы ребята, вспомните строки известного стихотворения Пушкина, которые можно бы было написать под этой картиной: "Голубка дряхлая моя!" и
"Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь;
|Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь".
А.А: За всеми этими чертами стоят вечное терпение, любовь, ожидание, надежда "на помощь и отраду".
Г.Ю: Если иконописец, создавая образ Богоматери, величал Матерь Сына, который взял на себя грехи всего человечества, то поэты, посвящая стихи матери, говорят о величии Матери устами сыновей.
Ученик читает стихотворение.
Г.Ю: О красоте человека, о красоте человеческих лиц нельзя сказать лучше Николая Заболоцкого, своё стихотворение он так и назвал "О красоте человеческих лиц".
Ученица читает стихотворение.
Г.Ю: Да, множество человеческих лиц - это своеобразное живое зеркало, в котором отражается внутренняя жизнь человека, тончайший инструмент, который приоткрывает нам тайну человеческой души. Значит, мы можем дополнить, что красота - это и человеческое общение. Красота - это все красивое и прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
А.А: Ребята, в каждой группе на ваших партах 4 афоризма о красоте. Вы должны выбрать 1 из четырех афоризмов, который, по вашему мнению, наиболее точно отвечает на вопрос: что есть красота, что есть прекрасное? И обоснуйте свое мнение. Пожалуйста, посовещайтесь 2 - 3 минуты.
Ученики представляют выбранные афоризмы у доски.
Г.Ю: Ребята, таким образом, мы с вами составили коллаж из афоризмов, видим коллаж из женских образов А. Шилова. Если вы заинтересовались его творчеством, можете обратиться к сайту "Галерея А. Шилова". А дома мы предлагаем вам составить коллаж из поэтических строк на тему "Как прекрасна Земля и на ней человек". Эти строки всегда помогут вам выразить свое отношение к чему - либо, чувства, настроение, а также помогут написать на экзаменах красивое сочинение - рассуждение на любую тему: природа, дружба, красота и другие.

Итоги: Я поставлю оценки всем, кто принял участие в обсуждении проблемы красоты. Но главные оценки всем вам без исключения будет ставить жизнь за умение видеть красоту и создавать красивое.




Афоризмы:

1. Красота - это обещание счастья.
2.Леса учат человека понимать прекрасное.
3. Красавице никогда не удастся сделать того, чего добивается умница. Петр Андреевич Павленко
4. Жизнь прекрасна, если научиться жить. Менандр
5.Смысл моей Жизни - это идти к свету. Свет - это любовь. И нет предела совершенству!
6. Красивая женщина чувствует себя свободной. Иосиф Гейц
7. Пока мы не можем полюбить увечного, не надо говорить о том, что нас интересует внутренний мир человека, а не его внешность. Эриан Шульц
8. Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всем - внутри должно быть больше, чем снаружи. Бальтасар Грасиан-и-Моралес
9. Есть две красоты: красота радости и красота печали. Вы, люди Запада, предпочитаете первую, мы - вторую. Потому что красота радости недолговечна, как полет бабочки. А красота печального прочнее камня. Кто помнит о миллионах счастливых влюбленных, что мирно прожили свою жизнь, состарились и умерли? А о трагической любви сочиняют пьесы, которые живут столетия. Борис Акунин "Алмазная колесница".
10. Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не богом, а человеком, и умом человеческим. Ги (Анри Рене Альбер Ги) Мопассан
11. Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. Э.Кюблер-Росс
12. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Джеймс Фенимор Купер
13. Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. Генрих Гейне
14. На всех уровнях жизни сердце человека томится по прекрасному; и то прекрасное, что ниспосылает нам Господь, предназначено равно для всех людей. Гарриет Бичер-Стоу
 15. Лучше красивой женщины только красивая мысль. Неизвестный автор
16. Статую красит вид, а человека - деяния его. Пифагор
17. Нужно научиться быть счастливым в минуты отдохновения, когда помнишь о том, что ты жив, а не в минуты бурной жизнедеятельности, когда об этом забываешь. Иван Петрович Павлов
18. Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души. Феликс Дзержинский


Литература наших дней.


Рассказ Глеба  Мехеда «Скрипач».

"Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить".

(Л.Дербенев)

Цель: Знакомство с литературой  наших дней, с  творчеством молодого писателя-современника. Обсуждение проблемы «В чем назначение жизни человека?».   Воспитание чувств. Развитие потребности видеть и слышать прекрасное. Аналитическое прочтение рассказа. Умение определять значение художественно-изобразительных средств произведения.

Мизансцена: Человеку выпадает много испытаний. Самое тяжелое испытание - буднями, т.е. обычной жизнью. По-моему, каждый человек находит то «доброе, вечное», что помогает пережить серость будней. Для меня это стихи:


Вдали от всех парнасов, от мелочных сует

Со мной опять Некрасов и Афанасий Фет

Они со мной ночуют в селе моем  глухом.

Они  меня врачуют классическим стихом.

Звучат, гоня химеры пустого баловства,

Прозрачные размеры, обычные слова.

И хорошо  мне…

В долах летит морозный пух

Высокий лунный холод

Захватывает дух.


А для вас, Т. Н., что является таким спасением?

Т.Н. Когда остро чувствуется одиночество и кажется, что никогда больше не вернутся радость, любовь, надежда, я открываю сборник стихов А. Блока и читаю:



А я все тот же, гость усталый

Земли чужой,

Бреду, как путник запоздалый,

За красотой.

Примечательно и очень важно для меня, что эти строки  в качестве эпиграфа к своему рассказу  «Скрипач» взял молодой писатель  Глеб Николаевич Мехед.


Г. Ю. Биографическую справку о писателе дает А. Тевс.

(На экране портрет Г. Мехеда)




Г. Ю. Итак, вы прочитали рассказ этого молодого человека. Вас не удивил мой выбор? О чем рассказ?

Ответ: Нет. Г.М. написал грустную и одновременно светлую историю о серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая  ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое.

Г.Ю. Обратимся к экспозиции рассказа и перечитаем ее « Вечер Восьмого марта. Погода совсем не праздничная - падает мелкий липкий снег… В местном Доме культуры… окончился концерт».

Г. Ю. Почему так безрадостно описание светлого весен

него праздника?

Ответы: Наверное, потому, что жизнь монотонна, будни и праздники стали похожи друг на друга, люди разучились радоваться.

Г. Ю. Как  повествователь это подчеркнул?

Ответ: Он нагнетает мрачные краски: Здание обветшало, т. к. построено в 40-е годы прошлого века, народ толкался у входа , женщины роняли гвоздики в слякоть мостовой, топча их равнодушно ботинками .Видимо, праздничный концерт- дежурное культурное мероприятие.

Г.Ю. Есть ли светлые краски в экспозиции?

Ответы: Есть.  Это описание «худенькой маленькой дамочки», которая «гордо вышагивала по улице, бережно прижимая к груди сломанный пополам и смятый в давке… цветок. » И растение отвечает на доброту женщины: «Мелкие лепестки… льнули к серому пальто, небольшие круглые глаза женщины почти счастливо блестели под толстыми стеклами громоздких очков…».






Т. Н. Ребята, как вы думаете, для чего  в экспозиции использован прием контраста?


Ответ: Автор отметил, что в жизни всегда рядом радость и безразличие.


Т.Н. Да. Итак, экспозиция подготовила читателей к встрече с главным героем - скрипачом  Игнатием Семеновичем Музовым, чья музыка сделала эту женщину счастливой в промозглый весенний день.


Т.Н. Иллюстрации к рассказу "Скрипач" создала Мария Сенькина, и она  сейчас представит  главного героя. 


Маша С.: Это высокий человек в длинном черном пальто и черной широкополой шляпе, скрипач, преподаватель местного музучилища. Тяжелая жизнь наложила отпечаток на внешний облик  главного героя. «Ему было лет сорок пять, но из-за длинных седых волос и желтовато-болезненного цвета кожи он выглядел гораздо старше». Тонкое лицо и правильные черты лица когда-то  привлекали к  себе внимание, но безжалостное время уничтожило красоту, взгляд потускнел, стал усталым. У него звучная фамилия, которая хорошо бы смотрелась на концертной афише, но он не слишком успешен и в жизни ,  и в профессии. И. С .Музов жил по инерции , «привыкший к общему безразличию». Денег не хватало , поэтому 8 марта он, «известный и уважаемый в районе музыкант», выступал на концерте за «значительную сумму», триста рублей, по звонку директора Д К и играл «веселенькое и праздничное, а по выходным подрабатывал сторожем на автостоянке».



Г. Ю.
-Т.Н., а Вам почему запомнился неудачливый скрипач?

-Он пытался скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». Его лучшим другом была скрипка. В мучительные для него минуты он доставал ее из футляра и переносился «в далекий от хаоса жизни, затерянный мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы. В этом мире отдыхал от трудов Бог. Игнатий Семенович твердо верил в это».

Г.Ю. Итак, перед нами человек, существовавший в реальном и выдуманном мирах. Это помогало ему выжить, сохранить индивидуальность, но двоемирие  разъединяло скрипача с людьми, делало одиноким и несчастным, потому что его музыка никому не была нужна. Он пытался стать выше житейской прозы: его не  волновали ни жидкие аплодисменты, ни мизерная сумма за сорок минут игры, ни горькая обида на судьбу. И все-таки Игнатий Семенович мучительно страдал. Почему?

Ответ: Им овладело «странное чувство невыполненного  предназначения». Перед И.С., как в калейдоскопе, пронеслись лица людей, добрых и злых, умных и глупых, мертвых и живых, лицо любимой женщины.


Т.Н. Он почувствовал, что пришел его срок подводить итоги жизни. Словно неведомый ему контролер высадил всех пассажиров поезда, в котором ехал Музов, а сам поезд направил к конечной остановке. И оказалось, что жизнь прожита зря: нет ни любимой женщины, ни близких людей, предали друзья. Впереди одинокая старость. «Не предала, не умерла только Музыка. Да, она не оставляет его на пороге старости». Именно звуки прекрасной Музыки  вернули главного героя к действительности. Они наполнили радостью душу, заставили сердце биться сильнее. Человек расправил плечи и пошел вперед.

Ребята, как вы считаете, принял ли мир нового Музова?
Ответ: Нет, и Глеб Мехед с помощью красок и звуков это рисует: «…тяжелое пепельное небо низко нависало над головой, серый и угрюмый город жил своей жизнью». Вор-карманник ловко вытащил гонорар за концерт. Расстроенного Игнатия Семеновича чуть не сбила машина, «рявкнувшая грубым и резким гудком», на который уличная собака отозвалась пронзительным тявканьем, прохожий - громкой руганью, автобус- недовольным фырканьем, милицейская  сирена- гнусавым визгом, а электричка- испуганным гудком.

Г. Ю. -Зачем так подробно дан звуковой ряд музыки города, в котором не живет, а существует главный герой рассказа?
Ответ: Он вылился в душе И.С. в удивительную мелодию, которую скрипач захотел подарить слепым и глухим людям. Музыка превратилась в живое существо, которое, словно призрак, следовало за музыкантом и умоляло пожалеть этих слабых , увязших в болоте жизни людей.

Т.Н.И сразу изменилась тональность рассказа: от минора., безысходности - к мажору, свету, так как Музов почувствовал себя избранником судьбы, спасителем мира и людей.

Г.Ю. Прочитаем описание его игры в уличном переходе, когда, уступив просьба Музыки, он встал у стены, достал скрипку и заиграл:  «Тотчас она нежно обвила руками и осыпала благодарными поцелуями. Затем легко вспорхнула и полетела по темному переходу, касаясь людских сердец. Словно дарящий тепло и свет луч солнца заглянул в переход. Люди обступили старого музыканта и,  замерев , слушали, слушали…»
Звучит "живая" скрипка.
Ответ: Музыка преобразила мир. Так как И. С. В этот миг своей жизни был особенно счастлив, уводя за собой своих слушателей от обыденных забот в царство света и красоты. Мелодия скрипки шептала людям о любви, о свободе, «омывала души  и воскрешала в них надежду». Люди пошли вслед за музыкой: торговцы бросили прилавки, дряхлая старушка заплакала, крикливый младенец в коляске замолчал, девочка с голубым бантом восторженно смотрела на скрипку.

- Передайте  свои чувства с помощью слов, красок… Что изменилось в вас? Каким вы видели мир, что  чувствовали? 
(5 минут работают. Выступления учеников. Представление их мини-сочинений и рисунков)
-Т.Н.-Значит , красота спасла мир?
Ответ: -Нет. Музыка смолкла, слушатели разошлись, и музыкант снова остался один. Правда,  футляр его скрипки был полон денег. Душевный порыв Музова оказался никому не нужным.



Г. Ю.-Как поступил с деньгами И. С.?
Ответ: Он отдал их мальчику с флейтой, который тоже играл в этом переходе. Скрипач подарил миру Музыку – самый лучший и светлый дар своей души, который, по его  мнению, не имел материального исчисления.
Г.Ю.-Как вы поняли слова И. С., обращенные к мальчику: «Не бросишь? Не предашь?»
Ответ: Это завещание старого музыканта молодому: «Не отрекайся от музыки ради сиюминутной выгоды! Не предавай искусство!»
Г. Ю. Услышал ли Музова флейтист?
Ответ: Мальчик ответил: «Не брошу». Он продолжил играть на ступеньках перехода. А Музов умер, улыбаясь и прижимая к себе футляр со скрипкой, слыша волшебные звуки.

Т. Н.-Почему умер?
Ответ: Выбрав путь избранника Бога, Спасителя мира, исполнив свое назначение, Игнатий Семенович уже не смог оставаться на земле: он заплатил жизнью за минуты гармонии, потому что за все надо платить. Горький в одном из своих произведений сказал: «Человек свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»
Как воспринял мир уход скрипача?
Ответ: Равнодушно: серый город жил своей жизнью, люди даже не заметили смерти Музова.

Г.Ю. Герой погибает, почему же оптимистичен финал?
Ответ: Музыка не умерла, она звучит, так как юный флейтист продолжает играть, не дав мелодии Музова оборваться. Жизнь не остановилась.
(Звучит флейта в исполнении Я. Леконцевой)
Т.Н. Возвращаю вас к эпиграфу: …А я  все тот же, гость усталый… Объясните его.
Ответ: Человек всегда стремится к красоте, какой бы тяжелой ни была его жизнь. Он носит в себе эту красоту, это помогает сохранить свое лицо. Нужно  попытаться изменить мир,  в котором ты живешь, сделать людей счастливыми хоть на миг. Ради этого стоит жить, стоит отдать свой дар, даже пожертвовать собой, как отдал горящее сердце Данко.
Г.Ю. Ребята, так какие же проблемы ставит в совем рассказе юный повествователь?
Ответ:
В чем назначение жизни человека?

Вывод: Глеб Мехед заостряет мысль о том, что каждый человек должен оставить прекрасный след на земле. Оригинальна и композиция  «Скрипача». Новелла построена по кольцу: повествование удаляется от серых буден  городской жизни  в прекрасный мир музыки, затем,  двигаясь по кривой, снова возвращает нас в реальность, рассказывая, как музыка преобразила мир и людей.

Т. Н. В чем же значение рассказа «Скрипач»? Глеб Мехед  заставляет читателей задуматься о вечных ценностях бытия, т. е. продолжает традиции русской литературы. Музыка в рассказе - символ прекрасного начала, к которому должен стремиться каждый человек.

Г. Ю. Вновь хочу обратиться к поэзии: поэт Владимир Соколов написал: «Спасибо, музыка, за то, Что ты единственное чудо, Что ты душа, а не причуда…»А поэт Леонид Дербенев назвал музыку «доброй и вечной, от которой так хочется жить».

Т.Н. Впереди у вас целая жизнь и возможность вносить в нее красоту.

Математика и поэзия.  

Цели: Изучение творческого наследия Велимира Хлебникова и Софьи Ковалевской. Развитие внимания к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе, выявление в них общечеловеческих, гуманных начал. Воспитание  любознательности, чувства национальной гордости, патриотизма, любви к художественному слову.
Оборудование: Карточки с заданиями по математике; карточки с именами поэтов и учёных; плакат с афоризмами; портреты С. В. Ковалевской и Велимира Хлебникова.

Ход урока
Учитель математики: Сегодня необычный урок- урок математики и литературы. Удивлены? Но ведь не зря говорят: «Математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, никогда не будет истинным математиком».
Учитель литературы: Общеизвестны слова: «жизнь украшается двумя вещами - поэзией и математикой». И поэт и математик размышляют о смысле жизни, о мироздании, о назначении человека. И тот и другой стремятся преобразовать мир и внести в него красоту и гармонию. Итак, сегодня на уроке, переносясь из века в век, из одной области знаний в другую, убедимся в верности этих высказываний.
У.м.: Из представленных вам имён выберите имя поэта, о котором идёт речь в вопросе. (Блок; Гумилёв; Хлебников; Есенин)
1 Ученик: Студент Казанского университета, естественного отделения физико-математического факультета, увлекающийся историей и поэзией, философией и наукой о языке. Кто он?
Карточка №1. (после выполнения задания учащиеся дают ответ)
У.л.: Да, это Хлебников-математик и философ, один из самых ярких поэтов серебряного века.
Краткая историческая справка: (ученики-консультанты)

Александр Блок – последний великий поэт дооктябрьской России. Поэт – символист. Поэтическое слово рассматривалось им как условный знак, символ потустороннего мира.
Николай Гумилёв – Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара.
Сергей Есенин – поэт-лирик, самобытный, яркий и неповторимый. Природа, рязанская деревня, её быт, устное народное творчество оказали огромное влияние на формирование поэта.
2 Ученик: Член корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, профессор Стокгольмского университета, литератор и публицист. Её жизнь – это увлекательная история о женщине, проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы. Кто она? (Софи Жермен; Е. Дашкова; Ада Лавлейс; С. Ковалевская)
Карточка№2. (выполнив задание, учащиеся называют имя)
У.м.: Да. Это действительно С. В. Ковалевская. Талантливый литератор, математик, целеустремлённая личность. Это ей одна из стокгольмских газет присвоила звание «Принцесса науки». А сейчас краткая историческая справка:
(ученики-консультанты)
Софи Жермен - в 1808г. получила Наполеоновскую премию Парижской Академии наук за исследование по теории упругости.
Екатерина Дашкова - русская княгиня, директор Санкт-Петербургской Академии наук.
Ада Августа Лавлейс – дочь Байрона, первая программистка, в её честь один из языков программирования был назван Ада.
У.л.: Итак, имена названы. И сейчас вы ответите на вопрос – в каком из представленных направлений деятельности Хлебников и Ковалевская проявили себя в полной мере? (математика; литература; общественное движение)
У.м.: Это задание вы будете выполнять по группам. Первая группа ответит на поставленный вопрос о Велимире Хлебникове, а вторая о Софье Ковалевской.
Ответ 1группы (Хлебников - литература)
1. Большой знаток славянского языка, поэт вошёл в историю русской литературы как непревзойденный экспериментатор. Друзья-футуристы восторгались и удивлялись тому, с какой лёгкостью возвращал он поэтическому языку образность первобытного мышления, изначальную конкретность. Желая быть понятым теми, кто будет после него, Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором даёт ключ к своим произведениям.
2.
Ещё раз, ещё раз,

Я для вас звезда.

Горе моряку, взявшему

Неверный угол своей ладьи.

И звёзды:

Он разобьётся о камни,

О подводные мели.

Горе и вам, взявшим

Неверный угол сердца ко мне:

Вы разобьётесь о камни,

И камни будут насмехаться

Над вами,

Как вы насмехались

Надо мной.
(май 1992г.)


3. У Хлебникова есть стихотворение, которое можно считать своеобразной автоформулой его творчества. Это стихотворение «Там, где жили свиристели»
4.

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая лёгких времирей.

Где шумели тихо ели

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели,

Стая лёгких времирей.

Стая лёгких времирей!

Ты поюнна и вобна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу лёгких времирей!


У.л. Вы обратили внимание, какие слова наиболее часто употребляются в этом поэтическом тексте? (стая, времири, лёгкий) Интересно слово времири – это результат словотворчества, соединение частей слов время и снегири. Ещё интересны слова поюны – те, кто поёт; вабна – привлекательная.
5. Даже по одному этому стихотворению можно доказать причастность Хлебникова к ещё одному направлению – общественное движение, т.к. в этом стихотворении поэт создаёт картину первозданной природы, наполненную светом и воздухом, яркими и чистыми звуками, передаёт лёгкость птичьего полёта, свободу выбора, присущую только миру пернатых, ощущение бесконечной повторяемости жизни. Всё стихотворение проникнуто философским раздумьем о времени. Здесь впервые намечена связь птицы – время – судьбы. Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени, связь между народами и континентами (свободные их перелёты, миграция) единый чем-то похожий на птичий «всеземлянский» язык. Его сокровенным желанием было воскресить общечеловеческие ценности, лишённые классовых, национальных и исторических предрассудков, и вернуть их современному обществу.
6. Великий чудак, поражавший соприкасавшихся с ним людей необыкновенным талантом поэта и философа, внёс свой вклад и в науку. Предметом его наблюдений были: связь чисел с силами природы, законы времени, что должно было позволить заглянуть в будущее, помочь преобразовать жизнь всего человечества.
7. Поискам числовых закономерностей он посвятил всю свою жизнь. Отражение этих поисков, их результатов находим в поэтическом наследии Хлебникова. (Например, в стихотворениях: «Числа», «Зверь+число», «Если я обращу человечество в часы» и др.)

Если я обращу человечество в часы

И покажу, как стрелка столетия движется,

Неужели из нашей времён полосы

Не вылетит война, как ненужная ижица?



У.л.: Проповедник свободы и равенства, Хлебников и сам жил вольно, как птица, сообразно с законами природы, не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа.
Но всё-таки горькие наблюдения и размышления усиливали духовное одиночество поэта, который в силу своей незащищённости и ранимости подобен был «бабочке, залетевшей в комнату человеческой жизни». И он погибает, непонятый и отвергнутый. Но нам, людям XXI века, его поэзия близка и понятно. Ведь это к нам, к человечеству, истерзанному войнами и распрями, обращены его слова из 1921 года:

Люди! Утопим вражду в солнечном свете!

В плаще мнимых звёзд ходят – я жду – 

Смелых замыслов дети,

Смелых разумов сын.



У.м.: 1-я группа дала исчерпывающий ответ о деятельности Велимира Хлебникова. Мы убедились в том, что хотя литература и являлась главным делом жизни Хлебникова, но «Гений не есть какое-либо одно дарование, это сочетание многих дарований». Что готова представить нам 2-я группа?
Ответ 2 группы: (Ковалевская – наука)
7. Работа С. Ковалевской вызвала восхищение учёных. В Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, но более частного характера, написал знаменитый учёный Франции Огюстен Коши, теорему, которую доказала Софья Васильевна Ковалевская стали называть Теоремой Коши – Ковалевской, она вошла во все курсы математического анализа.
8. В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. Ковалевская вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей. Чтение лекций в Стокгольмском университете она совмещала с научной работой над задачей о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки, давно привлекавшей внимание учёных.
9. Парижская Академия наук объявила премию в 3000 франков за дальнейшее усовершенствование задачи, в каком – ни будь существенном пункте. На конкурс было представлено 15 работ.
10. С. В. Ковалевская для своей работы выбрала девизом высказывание: «Говори – что знаешь, делай – что должен, будь – чему быть». Она внесла существенные дополнения к результатам, полученным до неё лучшими математиками. Именно ей была присуждена премия.
11. Автором блестящей работы оказалась русская женщина. Её имя стало известно всему культурному миру, о ней писали газеты и журналы. Премия была увеличена до 5000 франков.
12. Ковалевская стала знаменитостью. Но всё чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении на родину. Эта исключительная женщина душой и сердцем принадлежала России, которую беззаветно любила. Пример первой русской женщины, посвятившей себя науке, подействовал на других передовых женщин, которым Софья Васильевна очень помогала в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу. Вот имена этих женщин:
Ю. В. Лермонтова – одновременно с Ковалевской получила степень доктора за свои работы по химии.
А. М. Евреинова – первая женщина юрист в России.
Е. Ф. Литвинова – получила степень доктора математики и лингвистики.

13. Талант Ковалевской вызывал восхищение всех математиков, но она обладала и незаурядным литературным талантом. С 24-х лет началась её литературная деятельность: писала стихи, романы, рассказы и статьи. Софья Васильевна  писала, что всю жизнь не могла решить,  «к чему у неё больше склонности – к математике или к литературе». Вот одно из её стихотворений:
Если ты в жизни, хотя на мгновенье,

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил,

Что бы, в решенье своём неизменном,

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни,  как святыню в груди.

Лживые призраки, злые виденья

Сбить тебя будут пытаться с пути

Против всех вражеских козней спасенье

В собственном сердце ты сможешь найти.

Если хранится в нём искра святая,

Ты всемогущ и всесилен, но знай:
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить её невзначай!
Лучше бы истины было не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Нежели правду на ложь променять.
Ведь грозные боги ревнивы и строги,
Их приговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано!


У.м. Маленькая, хрупкая женщина, которой была уготована участь барыньки, без реальной возможности продолжить образование в высшей школе, смогла не только получить блестящее образование. Она убедила давать ей  уроки самого  яростного противника допуска женщин в университеты – К. Вейерштрасса - и добилась всеобщего признания, открыв тем самым путь в науку и другим. О  Ковалевской можно сказать: «Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех».
У.л. Дорогие ребята! Заканчивается тот период вашей жизни, в котором всё было поделено на уроки. Но в жизни всё перемешано: боль и радость, открытия и потери, литература и математика, звуки и тишина. Это мир, в котором жили и Хлебников, и Ковалевская, и в котором живёте вы. Мир, который вам предстоит открывать для себя и преобразовывать его. Живите с любовью к этому миру, к людям, ко всему живому. И тогда даже маленькое дело станет большим. А сейчас мы предлагаем вам из представленных афоризмов выбрать тот, который отражает, по вашему мнению, идею этого урока, тот, который вы взяли бы с собой в большую жизнь. Подумайте и дайте развёрнутый ответ – рассуждение (учителя математики и литературы по очереди зачитывают афоризмы).
1.     Гений не есть какое-либо одно дарование, это сочетание многих великих дарований. Э. Уиппл.
2.     Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В. Стасов.
3.     Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех. Р. Роллан.
4.     Гениальные люди- это метеоры, призванные сгореть, дабы озарить свой век. Наполеон I.
5.     Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. Ш.Монтескье.
6.     Великие люди ничего не делают наполовину. К. М. Виланд.
7.     Прекрасное – божественно, возвышенное – человечно. Т. С. Жуффруа.
8.     Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. М. Достоевский.
9.     Величие страны определяется величием её рядовых граждан. В.Вильсон.
10.  Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении долга. Цицерон.
 После ответов учеников, учителя называют выбранные ими афоризмы и объясняют свой выбор:
У.м. Я выбираю афоризм: «Величие страны определяется величием её рядовых граждан», потому что каждый человек приносит в мир что-то новое. И провожая вас в большую жизнь, я надеюсь, что ваши достижения и открытия укрепят величие нашей Родины.
У.л. «Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта». Мы говорили о поэзии как о произведениях, написанных стихами, а в этом афоризме говорится о поэзии в переносном значении. Поэзия как красота, эмоционально-возвышенное чувство, чувство очарования любимым делом.
У.м. И именно поэтому «математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, не может быть истинным математиком».
У.л. Ребята, сегодня у нас последний урок. Мы его посвятили удивительным людям, мечтавшим дать свободу людям, животным и птицам. Вот устремлённая в будущее мысль поэта-математика В.Хлебникова:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров,

Былиной снов сольются годы

С глаз человека спал засов.



Быстротечна  жизнь, но бесконечна её повторяемость. Наша юность повторяется в вас. И мы дарим вам песню «Как молоды мы были» в исполнении А. Градского.
Этот урок  рекомендуем провести в 11-м классе в конце учебного года.

 Г.Ю. Реут, учитель литературы; О.Р. Никулишина, учитель математики.


Уроки, крастота, лицо, человек, Глеб Мехед, Скрипач, Одиночество, Шилов, Литература

51 комментарий:

Татьяна комментирует...

Очень верно заметил один японский писатель (а японцы, как известно, признанные ценители красоты),что "созерцание красоты пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви к людям".Я ощутила это в полной мере.Благодаря Вам.Урок замечательный,умный и тонкий,заставляющий чувствовать и мыслить.Спасибо за Вашу щедрость.Мечтаю провести такой урок.

Галина комментирует...

"Возьми свирель мою волшебную, играй на радость всем, играй на грусть,быть может, в том и божий промысел, чтоб все отдать ученикам"Очень люблю эти слова из песни А. Пугачевой. Буду рада, если мой урок будет интересен и важен, если разговор о красоте найдет отклик и у наших учеников, вызовет у них желание вглядеться и вслушаться в окружающий мир.

Тамара комментирует...

Читая разработку Вашего урока, мне вспомнились такие слова: "За окном трамвая все тот же маршрут, те же деревья, те же люди, спешащие кто куда. И никому нет дела, холодные отчужденные лица-маски... И лишь изредка, встречаясь с кем-то глазами, я вижу в них понимание - и легкую улыбку в ответ. Становится так радостно и тепло от этого короткого взгляда". Именно тепло Вашего взгляда поддерживает меня! Спасибо Вам за такую замечательную идею в проведении уроков =)

Галина комментирует...

Дорогая Тамара, Вы написали о том, о чем я всегда думаю: как важно, чтобы рядом были понимающие тебя люди. "Самое дорогое в жизни - единомышленники. Важно не только то, что они тебя понимают, но и то, что ты тоже стараешься понять их каждую минуту." Как верно, правда? :)

Таня комментирует...

"Зацвел багульник" трогает до слез: столько мудрости, глубины, света и тепла,и какой-то невероятной человеческой доброты и щемящей грусти в этих глазах,в них воспоминания о прошлом,каком-то очень далеком и хорошем... В этом есть такая безысходность... Картина эта делает лучше, чище.

Kseniya комментирует...

Каждого человека, безусловно, волнует то, как он выглядит. Над кем-то из нас давлеет желание выделяться, нравиться окружающим и, таким образом, не затеряться в социальной среде, а для других понятие "красота", прежде всего, ассоциируется с достижением гармонии личности. Таким образом, понятие красоты может определяться как внешними факторами, так и духовной составляющей человека.
Мне вспоминается одна очень прекрасная цитата Знаменитой актрисы Софи Лорен :"Свежие щечки, умело напудренный нос и хорошо подкрашенные глаза — не самое главное в искусстве быть привлекательной. Красота зависит от другого — доброты, ума и, конечно, воображения, без которого эффектной женщиной не станешь." Я полностью с ней согласна.

Галина комментирует...

Ксюша, вновь и вновь радуюсь, что"не пропадет мой скорбный труд и дум высокое стремленье",если есть такой отклик в сердцах учеников.Спасибо за "огонь, мерцающий в сосуде".

Анонимный комментирует...

Она была прекрасна,как мечта
Ребенка под светилом южных стран.
Кто объяснит,что значит красота:
Грудь полная,иль стройный гибкий стан,
Или большие очи? Но порой
Всё это не зовем мы красотой:
Уста без слов-любить никто не мог,
Взор без огня-без запаха цветок!

Любовь комментирует...

Галина, спасибо за урок.Я восхищаюсь содержанием- вы реализовали главное назначение литературы- получение удовольствия. Вы привнесли многим ощущение счастья и открыли детям и нам, читателям, по- новому понятие КРАСОТЫ. Вам стоит материалы блога печатать в отдельных методических рекомендациях- книгах. Будет очень полезно всем педагогам!

Любовь комментирует...

Галина, согласна с Вами, что литература- средство воспитания чувств. Но чтобы пробудить и обогатить чувства, надо суметь воздействовать СЛОВОМ ( не просто речью). Вам удаётся владеть в совершенстве СЛОВОМ, начиная с первых строк любой темы. Чувствуется, что Вы владеете гуманитарными техниками ( по технологии критического мышления)в совершенстве. Умеете создать три важных стадии урока :ст ВЫЗОВА, ст ОСМЫСЛЕНИЯ,ст РЕФЛЕКСИИ. А в отзывах Ваших учеников виден главный результат- достижение гедонистической цели ЛИТЕРАТУРЫ-получение ( в первую очередь) УДОВОЛЬСТВИЯ. Побольше бы таких учителей литературы в наших школах!

Ирина комментирует...

Прекрасный урок! Отличный подбор материала, музыки, иллюстраций. Я с восхищением перелистывала альбом, опять и опять начинала с самого начала слушать музыку и перечитывала, перечитывала прекрасные строки...
Большое спасибо за такой прекрасный Интернет-урок!

Галина комментирует...

И горе красит нас порою
(Сложны законы красоты),
В простом лице оно откроет
Вдруг утонченные черты.Скорбь всепрощающего взгляда,
Улыбки грустной доброта-
Лик возвращенного из ада
иль чудом снятого с креста.
Но горе быть должно великим
И с горем спаяно страны.
...Великомучеников лики
глядят в глаза мне со стены.
Скорбь всепрощающего взгляда,
Сильны, измучены, чисты...
ПОрою так вглядеться надо
В их утонченные черты!

Анастасия комментирует...

Сегодня появилось непреодолимое желание прочесть рассказ Глеба Мехеда "Скрипач".
На время прочтения я окунулась в атмосферу серого, тусклого, скоротечного и затхлого города отчаявшейся массы людей, безразличие которых вырисовывается еще при выходе из ДК по отношению к хрупким, красным гвоздичкам, падающим под грязные ботинки прохожих, безразличное настроение от концерта, подаренного женщинам.
Люди перестали ценить все то прекрасное, что дарит им природа и искусство, они перестали обращать внимание и тем самым перестали чувствовать. Они, словно каменные глыбы, внутри которых спрятано тепло, свет и красота.
Эту печальную историю озаряет свет Игнатия Семеновича - учителя музыки, творца! Хочется поэтически охарактеризовать его:

Музыкант был судьбы воплощеньем,
Зыбкой жизни моей силуэт.
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.

Он меня воскресил из забвенья.
Он мне душу вернул и любовь.
Музыкант стал моим вдохновеньем,
И я знаю, что с ним встречусь вновь.

Таково было предназначение уже не молодого Игнатия Семеновича. Музыка стала его единственной спутницей в жизни.
Автор рассказа ясно и доступно показал проблему одиночества, старости, сущности бытия, добра и зла.


Мне стало страшно, я испугалась всего того, что так талантливо изобразил писатель-современник в своем юном произведении. Я еще глубже задумалась над этими проблемами. И теперь буду всеми силами вносить частичку своего тепла, света, красоты и доброты в серость будней и превращать болото в чистое озеро!

Галина комментирует...

Умница моя! Ты - рядом, и все прекрасно: и дождь, и холодный ветер!

Любовь комментирует...

Дорогие Галина и Настя! Спасибо Вам за очередной урок волшебства! Я снова (вместе с Вами и- благодаря Вам) соприкоснулась с ПРЕКРАСНЫМ! Ваш журнал становится СИЛОЙ. Владеет сердцами, обогащает душу. А ваши комментарии заставляют думать, размышлять о прожитом, о своём...Ваш диалог с читателями интересен, привлекает и включает в общение со многими единомышленниками. У Вас получился журнал в журнале- и оба замечательны.

Галина комментирует...

Действительно, появилось непреодолимое желание скорее,после работы,посмотреть комментарии и ответить.Спасибо за раскрытые,отзывчивые страницы вашей души,Любовь.Будьте с нами: нам без Любви никак нельзя!

Любовь комментирует...

"Время выбрало нас зажигать души- свечи...",- эти строчки из учительского вальса- о нас, учителях с родственной душой, понимающих друг друга на расстоянии. Много общего у нас с Вами, Галина. Мне приятно это осознавать. Приятно с Вами общаться. Вы помогаете мне РАДОСТНО жить. Спасибо.

Наталья комментирует...

Здравствуйте, Галина и Настя! Спасибо за очередной урок. Вспомнились стихи А.Плотникова:
Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста,
Сердце русское верит и ныне:
Мир жестокий спасёт красота.
Но наивными всё же не будем,
исповедуя истину ту.
Мир спасёт КРАСОТА, если люди,
Если ЛЮДИ спасут КРАСОТУ.
Я думаю, эти строки, как ни к кому другому, относятся к Вам.

Елена комментирует...

Ваши уроки учат по- новому открывать мир.Не оставляют равнодушными читателей. Повезло Вашим конкретным ученикам, Галина.Восхищаюсь Вами.

Галина комментирует...

Людские души-души разные
не перечислить их, не счесть.
Иная в силе не нуждается,
ее дыханием коснись-
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.
Она почти недосягаема, пока не вторгнутся в нее
любви тревога и отчаянье,
сердечной боли острие.
Смятенная и беззащитная,
она очнется,
и тогда
сама по-птичьи закричит она
и засияет, как звезда.

Ольга комментирует...

Должны ли мы бороться за детские души?
Должны, должны...
Но что, если под поучительской чушью
В нас нету души?
Учитель- он доктор, а не поучитель,
А школа- роддом.
Сначала вы ПРАВО учить получите-
Учите потом.
Е.Евтушенко.
Галина, признаю- у Вас есть это ПРАВО. Вы его получили свыше. И подтверждаете его каждым СЛОВОМ, каждой строчкой, каждой "раскрытой страничкой ладоней...". Спасибо Вам.

Галина комментирует...

Что я за человек?
Счастлив ли я?
Не могу об этом не думать.
В темном зале кино,
если экран не кривое зеркало,-
я плачу.
Над книгой правдивой
плачу.
Мне тяжело, когда не могу помочь.
А за себя все-таки радуюсь:
значит сердце мое не зачерствело,
душа у меня живая,
я-человек!

Анна Владимировна комментирует...

Здравствуйте.Галина,у вас очень интересные разработки уроков.И темы довольно необычные.Понимаю,что это уроки внеклассного чтения. Как возникла идея проведения урока "О красоте человеческих лиц"?Что послужило причиной? И почему вы взяли для изучения именно рассказ "Скрипач"?

Галина комментирует...

Не знаю, с чего начать объяснение,почему именно такие уроки выбраны мной.Как у Игоря Николаева, "у меня на это 5 причин":
Во-первых, сложилась система работы,особенностью которой является связь урочной и внеклассной работы. Интегрирующими элементами моей системы являются
-проблематика изучаемых произведений;
-формы, методы и приемы работы;
-принципы и подходы к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
Сквозными, проходящими через все уроки и внеклассную деятельность по литературе,стали следующие проблемы:
-проблема подлинной и мнимой красоты;
проблема "высшего назначения человеческой деятельности"
-проблема уникальности каждого человека и умение принять его "мудрость жизни";
-проблема добра и зла;
-проблема любви и нравственного долга;
Именно эти проблемы обсуждались на представленных уроках.
Во-вторых, очень хотела познакомить своих учеников с творчеством А. Шилова,показать им, как прекрасны своей духовной жизнью его портреты, а также еще раз передать силу двух искусств: слова и живописи,которые, соединяясь,заставляют всколыхнуться наши сердца.Хотела,чтобы мои ученики видели и ценили внутреннюю красоту человека.Согласитесь, что в 15-16 лет очень волнует вопрос внешней красоты, а я хочу,чтобы они умели видеть настоящую, духовную.
Еще одна причина,скорее принцип работы:делиться с учениками тем, что люблю сама.Люблю скрипку. Люблю людей,которых в нашем грубом мире отличает какая-то душевная беззащитность,-рассказ "Скрипач" о таком человеке. Когда рассказ прочитала-увидела фильм по кадрам,в красках,в цвете.Так захотелось сделать фильм по этому произведению-результат рисунки девочки-девятиклассницы.А еще одна причина!Как-то "юноша бледный
со взором горящим"мне задал вопрос о литературе наших дней.Урок"Скрипач"- ответ на этот вопрос.Автору рассказа, когда он его писал,было примерно столько же лет, сколько сейчас моим ученикам.Этот урок еще и ответ на вопрос, что значит быть взрослым.Быть взрослым-задавать себе"взрослые" вопросы и искать на них ответы.Я уж не говорю о том,насколько художественно ценен, по-моему, рассказ Глеба Мехеда.И это одна из главных причин моего выбора.

Анна Владимировна комментирует...

Вы дали исчерпывающий ответ,Галина.Спасибо.Я нашла рассказ "Скрипач",получила удовольствие от прочтения.Действительно,он достоин того,чтобы изучать его на уроках литературы или даже музыки. Думаю,дети запомнят этот урок."О красоте человеческих лиц" меня тоже впечатлил.Красивый урок.Оказывается,бывают уроки,про которые хочется сказать КРАСИВЫЙ.Обязательно проведу эти уроки в своем 10-м.

Светлана комментирует...

Такие хорошие уроки.Неужели в школе такие проводят?Не помню,чтобы в моей школе было подобное.Очень приятно,что с детей не только спрашивают,но и дают,и не только знания,но и возможность чувствовать,сопереживать,воспитывать в себе человека.

Ameli комментирует...

Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.

«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?..»
И скрипка отвечала «да»,
Но сердцу скрипки было больно.

Смычок всё понял, он затих,
А в скрипке эхо всё держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил
До утра свеч.... И струны пели...
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.

Люблю это стихотворение Анненского.А Вам нравится?

Галина комментирует...

Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает-
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба-то гульба,
то пальба...
Не оставляйте стараний ,Маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Пока есть музыка и Маэстро- будут с нами свет, и надежда, и трепет, и боль, и радость...

Вера комментирует...

"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного"(Платон).Спасибо,Галина,что Вы дарите и нам,читателям Вашего дневника,крылья,и детям,в которых пробуждаете любовь ко "всему прекрасному и всему возвышенному",и даже их родителям,наполняете наши сердца жизнью,подобно главному герою рассказа Мехеда.

Таня комментирует...

Нежность,боль,любовь,чувственность,мечта,"в ней что-то чудотворное горит,и на глазах её края гранятся". Эта МУЗЫКА...она прекрасна. Спасибо.

Анонимный комментирует...

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Рихтер)

Галина комментирует...

Музыкант играл на скрипке , я в глаза ему глядел ,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки ,я надеялся понять ,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать.

Из какой-то деревяшки , из каких-то бледных жил ,
Из какой-то там фантазии , которой он служил.
А еще ведь надо в душу нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться , чего ее беречь.

Счастлив дом , где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду , остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент , прижатый к угловатому плечу.
По чьему благословлению я по небу лечу.

Счастлив тот , чей путь недолог , пальцы злы , смычок остер,
Музыкант , соорудивший из души моей костер.
А душа , уж это точно ,ежели обожжена ,
Справедливей ,милосерднее и праведней она.

Учителя гимназии №8 г.Красноярска комментирует...

Спасибо за разработки уроков. Бесценные идеи! Обязательно используем в своей работе.

Учителя гимназии №8 г.Красноярска комментирует...

И блог - супер! Просто фантастический!

Анастасия комментирует...

ДВЕ КРАСОТЫ

Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.
Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.
Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.
Ведь большинство едва ль не до конца
Престранной "близорукостью" страдает.
Прекрасно видя красоту лица,
Душевной красоты не замечает.
А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.
А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.
Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.
И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!
Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.

Галина комментирует...

Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Елена Ивановна, учитель математики комментирует...

Действительно, некоторые учителя делают попытки соединить в один урок эти два таких, казалось бы, далеких друг от друга предмета, как математика и литература. У Вас, Галина, это отлично получилось. Этот урок насыщен фактами и в то же время наполнен лирикой (это трудно соединить), а также расширяет горизонты познания ребенка и меняет его привычный взгляд на изучаемые предметы. Мне захотелось провести такой урок.

Ameli комментирует...

Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!

Татьяна комментирует...

Читаю определение: «Гуманитарный урок - это организованное учителем духовное общение детей и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск истины, направленной на становление и развитие ребенка как субъекта жизни». Опубликованные выше уроки служат ярким примером того, каким должен быть современный гуманитарный урок. Это уроки, которые отражают междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. Четко прослеживается гуманитарная концепция, которая проявляет себя в главной идее каждого урока. В учебном материале, выбранном учителем, есть все основания для поиска противоречий, пробуждения у детей критичности, рефлексивности, смыслотворчества в работе. Гуманитаризация образования реализуется через такие проявления современной парадигмы образования, как развивающая направленность, диалогичность, экзистенциальность, интегрированность и фундаментальность. Как нельзя лучше это демонстрируют уроки, которыми так щедро делится со своими коллегами учитель. К сожалению, в традиционной школе учитель редко задает себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества он в нем развивает? Продуктивность работы учителя должна оцениваться не только по привычным ЗУНам, но прежде всего по вкладу учителя в развитие личностных качеств обучаемых. Американский психолог А.Маслоу в связи с этим неоднократно отмечал, что образование в демократичном обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности в том, чтобы она полностью реализовала в себе ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. Именно развитие личностных качеств учащихся является ведущей педагогической деятельностью. На таких уроках ребенок не просто усваивает предметное знание, а осваивает мир культуры. Это и есть то, что называется процессом гуманитаризации, который касается прежде всего изменения содержательного аспекта учебной и педагогической деятельности в плане его очеловечивания. Спасибо вам за эти уроки, Галина Юрьевна.

Ольга Андреевна комментирует...

Обязательно рекомендую проведение этих уроков учителям своей школы

Вера Владимировна комментирует...

Галина Юрьевна, мне очень понравилась разработка урока "О красоте человеческих лиц", а иллюстрации к нему просто восхитительны. Я всегда беру эту тему для урока, но вот эти картины Шилова, которые я очень люблю, мне никогда бы не пришло в голову использовать. Спасибо! Но еще более меня поразил урок по рассказу "Скрипач". Как это совпадает с моим пониманием преподавания уроков литературы. Сильное желание прочитать (пока не нашла текст) и обязательно провести урок. Наши учащиеся, мне кажется, лучше иногда воспринимают современные произведения. Еще раз большое спасибо за разработки, которые пополнят и наши копилки. Спасибо от родителей 5"а" за детей, в которых Вы поддерживаете огонек, творческое начало. С уважением Вера Владимировна

Галина комментирует...

Вера Владимировна!Как важно и как бесценно найти единомышленников среди своих коллег! Как необходимо каждому из нас услышать отклик тех, чье "преподавание уроков литературы",как Вы говорите,совпадает с твоим. Мне очень приятно,что мои уроки понравились Вам, рада,что есть желание их провести. Рассказ "Скрипач" , Вера Владимировна,есть у меня,или текст можно найти в Интернете.

Галина комментирует...

В вечернем небе – тайна,
Звезда летит – случайно,
А жизнь идет – печально,
В ней столько боли, мук.

Встречаем зимы-вЕсны,
Вновь провожаем осень,
И ветер вдаль уносит
Тепло сплетенных рук.

Холодный лист на плечи,
За расставаньем - встречи,
Ведь время раны лечит...
Печаль врачует Бог.

Его любовь бальзамом
Излечит боль и раны,
Разрушит все обманы
И подведет итог.

Земная жизнь – подарок,
Мир бытия так ярок,
Прожить достойно надо,
И ближнему служить:

Утешить одиноких,
И в этот мир жестокий
Любви святой потоки
Принять и - подарить.С Днем рождения!

Таня комментирует...

Перестаю дышать..

Анонимный комментирует...

Старым смычком
По тонкой струне,
Словно кнутом
По хрупкой спине.
Это взял в руки
Скрипку скрипач,
Чуткие руки,
Творящие плач.

Галина комментирует...

Музыкант был судьбы воплощеньем,
Зыбкой жизни моей силуэт.
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.
Он меня воскресил из забвенья.
Он мне душу вернул и любовь.
Музыкант стал моим вдохновеньем,
И я знаю,что с ним встречусь вновь.

Любовь комментирует...

Здравствуйте, Галина! Ваши "раскрытые страницы ладоней" освещают путь, согревают душу.
Благодарна за конкретную помощь в работе- с удовольствием использую на уроках ваши разработки.Жду новинок. И даже уже прочитанные страницы листаю и перечитываю , открывая для себя каждый раз что- то новое. Вы умеете писать между строк.Ваши разработки- завершённые произведения! Представляю, как интересно на уроках Вашим ученикам!Как глубинно Вы даёте материал, не упуская важных деталей- помогаете понять СМЫСЛ, учите детей думать ОСМЫСЛЕННО.
Теперь со страниц своего журнала учите и нас, коллег. Спасибо Вам!
Всегда мечтала работать рядом с ТАКИМИ ПЕДАГОГАМИ- РОДСТВЕННЫМИ ДУШАМИ!
Галина, спасибо Вам и за то, что сумели привлечь и объединить на страничках "раскрытых страниц ладоней" много ИНТЕРЕСНЫХ ЛЮДЕЙ- приятно и радостно читать их комментарии. Рада быть вместе с Вами.

Я верю, что людей хороших больше...!
Я в этом убеждаюсь каждый день!
В душе у каждого есть свой осколок Солнца,
и он сияет, освещая уголки души своей
Осколками усеяна планета.
И освещается сердцами изнутри...
И пусть она немного перегрета,
взрывается вулканами на "Раз!","Два!","Три!"
Мы в темноте находим путь к друг другу...
Мы тянемся к подобным нам сердцам...
У каждого есть друг или подруга,
благодарим за это небеса...
И мы не так уж одиноки на планете!
Мы-живы! Благодарны мы судьбе!
Хотим мы быть счастливыми, как дети,
доверив жизнь свою,...Ты-мне, а я-тебе!..

Галина комментирует...

Настенька, плачу! Знаешь, как скучала по этим нежным, трогательным картинам. Смотрю-не насмотрюсь.Целую.

Галина комментирует...

Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.

Галина комментирует...

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм! (ПАУЗА)

Галина комментирует...

С.Викулов.
***

Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей…
О, сколько вас сегодня, юных,
Живет вдали от матерей!

Вы, вечно юные, в дороге –
То там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас все ждут и ждут.

Они считают дни, недели,
Слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,


Почаще все-таки, ребята,

Пишите письма матерям!

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."