Целый мир от красоты


1.Юноша: «Учись у них – у дуба, у березы».

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. 



2. Девушка: «Чудная картина».
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

3. Ведущий: Афанасий Афанасиевич Фет. Жизнь поэта прошла под знаком невзгод и злоключений. Уже само рождение Фета вызвало массу кривотолков, угрожавших немалыми неприятностями его будущей репутации. Сын Шарлоты – Елизаветы Фет, жены немецкого чиновника, появился на свет не в Германии, а в России, в доме орловского помещика Шеншина, с которым решила связать судьбу молодая чиновница. Слухами о дурости убежавшей от своего законного супруга немки и ее незаконнорожденном отпрыске наполнились гостиные помещичьих усадеб Орловской губернии.


4. Фет: «Я никогда не уношусь в детство – оно представляет мне совсем другие образы – интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и проживание в страхе изо дня в день».



5. Девушка: «Целый мир от красоты…»

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно. 


6. Ведущий: Образование Фет получил в пансионе, находящемся в Эстонии. Учеба в немецкой школе была определена тем, что Орловское губернское правление отказалось считать его сыном помещика Шеншина, лишив тем самым Фета не только наследства и дворянских привилегий, но и права называть себя русским. У Фета появилась мечта: сосредоточится исключительно на поэзии, жить для нее и творить во имя нее.


7.Фет: Пуская в свет мои мечты,
Я предаюсь надежде сладкой,
Что, может быть, на них украдкой
Блеснет улыбка красоты,
Иль раб мучительных страстей,
Читая скромные созданья,
Разделит тайные страданья
С душой взволнованной моей. 




8. Ведущий: Однако литературные заработки были скудными, а надежды на наследство не оправдались. В 1845 году, после окончания университета, Фет идет на военную службу. Военная служба, которой Фет был вынужден отдать лучшие годы жизни, протекала скучно и однообразно. В кругу офицеров, да и среди знакомых провинциальных помещиков трудно было найти человека, близкого по духу, способного оценить настоящий поэтический талант. Духовная изоляция становилась невыносимой. Как раз в это трудное время и произошло его знакомство с дочерью отставного генерала Лазича – Марией.



9. Фет: Ты раз явилась мне, как дивное виденье,
Среди бесчисленных, бесчувственных людей, -
Но быстры молодость, любовь, и наслажденье,
И слава, и мечты, а ты еще быстрей.
Мне что-то новое сказали эти очи,
И новой истиной невольно грудь полна, -
Как будто на заре, подняв завесу ночи,
Я вижу образы пленительного сна.


10. Ведущий: Мария Лазич была серьезной, образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. Ее симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства.




11. Девушка: «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..


12. Романс «В эту лунную ночь…». 



13. Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.
Дивный был вечер вчера!
Долго он будет в помине;
Всем,- только нам не пора;
Пламя бледнеет в камине.
Что же,- к чему этот взгляд?
Где ж мой язвительный холод?
Грусти твоей ли я рад?
Знать, я надменен и молод?
Что ж ты вздохнула? Цвести -
Цель вековая созданья;
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья! 


14. Ведущий: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость – свойство великих поэтов?»


15. Фет: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».




16. Стихотворение: «Я пришел к тебе с приветом…».
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.




17. Девушка: «В лунном сиянии».
Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь,
Травы в рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить
Нам в обаянии?
Выйдем тихонько бродить
В лунном сиянии!


18. Романс «Молчанье ночи тайной». 
 

19. Ведущий: Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия…». И не удивительно: мелодия и ритмика стихов приближается к музыке.


20. Юноша: «Еще майская ночь».
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть. 

21. Романс « Средь шумного бала». 


22. Фет: «Я…встретил существо, которое люблю, и что еще, глубоко уважаю…Это возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью».




23. Девушка: «Сияла ночь. Луной был полон сад…».
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 

 

24. Старинный вальс «Луны волшебной полосы». 


25. Фет: «Но у ней ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места…Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений…этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который чем более распутываю, все туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил…Знаешь, втянулся в службу, а другое все томит, как кошмар…».


26. Ведущий: Возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским расчетом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв.



27. Фет: Долго снились мне вопли рыданий твоих, -
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я - несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, - и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: "Идешь?"
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес. 


28. Ведущий: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях губернии. Мария сгорела, пожар возник, как полагали от неосторожно брошенной спички. Те, кто знали о ее душевной драме, считали что это самоубийство.


29. Романс «А напоследок я скажу…»

30. Ведущий: Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась бы за ним на край света, зримая и покорная, в одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно величественной, как беспредельное звездное небо, куда унеслась ее грешная душа. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло. И виновником был он сам. Любовь, которую он заточил в глубинах своего холодного сердца, вырвалась на свободу, но навсегда осталась несчастной и безысходной. Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета, и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.


31. Юноша: «Старые письма (стихотворение)».
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку,-
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!-
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.


32. Ведущий: итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратится в музыкальный инструмент, способный выразить самые сокровенные чувства человеческой души. Сожженная молнией равнодушия и расчета любовь Фета к Марии Лазич превратилась неожиданно, может быть, для него самого в ту волшебную скрипку, которой стала его поэзия.



33. Фет: «Чем безнадежнее и строже…».
Чем безнадежнее и строже
Года разъединяют нас,
Тем сердцу моему дороже,
Дитя, с тобой крылатый час.
Я лет не чувствую суровых,
Когда в глаза ко мне порой
Из-под ресниц твоих шелковых
Заглянет ангел голубой.
Не в силах ревности мятежность
Я победить и скрыть печаль,—
Мне эту девственную нежность
В глазах толпы оставить жаль!
Я знаю, жизнь не даст ответа
Твоим несбыточным мечтам,
И лишь одна душа поэта —
Их вечно празднующий храм. 

34. Романс Валерия Агафонова «У камина». 

35. Романс Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

36. Юноша: «Осенний вечер».
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем. 


37. Ведущий: Некрасов писал: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен».

38. Девушка: Федор Иванович Тютчев – стихи писал почти 50 лет, но никогда – ни в молодости, ни в старости - его поэзия не получала широкого резонанса, не имела большой аудитории. Ее знали и ценили немногие – преимущественно поэты и писатели: Афанасий Фет называл Тютчева «одним из величайших лириков, существовавших на земле».


39. Ведущий: Лев Толстой считал, что без тютчевской поэзии "нельзя жить", Иван Тургенев был убежден, что "Тютчев создал речи, которым не суждено умереть…".



40. Юноша: «Как над горячею золой…».
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает -
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..
О небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле -
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы - и погас! 


41. Ведущий: 22 года он провел за границей. Дипломат царской службы, цензор, за границей Тютчев сформировался как человек и поэт. Парадоксальное отличие от всех других русских поэтов именно в том, что этот величайший мастер русского поэтического языка постигал сокровенные тайны родной речи, живя вне России, находясь постоянно в иноязычной среде, будучи женат на иностранке, не знавшей русского языка, и к тому же сам пользуясь в обиходе почти исключительно французским языком! Но поэтическая исповедь этого «одинокого прозорливца» все же была услышана «в России услышана прежде всего русскими поэтами».



42. Девушка: «Эти бедные селенья…».
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
43. Юноша: Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

44. «Что ты клонишь над водами, ива…»





45. Девушка: «Я очи знал – о, эти очи!».
Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез. 

46. Романс «Я встретил вас…». 


47. Ведущая: Любовь поэта к Елене Александровне Денисьевой принято именовать «последней любовью Тютчева», хотя гораздо вернее было бы назвать ее «русской любовью», не только потому, что обе жены Тютчева
были иностранками, но и потому, что в облике Денисьевой и в характере этой страсти явственно отразился весь русский «духовный комплекс Тютчева: жертвенная любовь, страдающая женская душа, роковая гибельная страсть и христианское смирение перед лицом рока и смерти».
 
 48. Девушка: «Последняя любовь».
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность. 


49. Ведущий: Денисьева была женщиной глубоко религиозной, но все-таки не отвлеченно-христианская способность к «самоотвержению и самопожертвованию», а беззаветная страсть сердца побудила ее всю свою жизнь без остатка отдать Тютчеву. В этой любви не было безоблачного счастья; для Тютчева она была «блаженно-роковой», для Денисьевой – «убийственной», а для них обоих – неотвратимой, как сама судьба.




50. Юноша: «О, как убийственно мы любим…».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! 

Романс в исполнении В. Понамаревой «О, как нетрудно обмануть…». 


51. Ведущая: Но, «как северное лето», была коротка эта последняя страсть Тютчева. Уже очень скоро поэт почувствовал, что вершина этой страсти в прошло, что ему почти нечего дать его возлюбленной. Он признавался ей, что недостоин ее всепоглощающего и жертвенного чувства.



52. Ведущий: Жене же своей он каялся в болезненной греховности своей души. Так, находясь во власти этой раздвоенности, Тютчев чувствовал, что завязал узел, который бессилен сам развязать. Елене Денисьевой не было выхода из создавшегося положения, у нее уже не могло быть иной жизни – ибо она поистине «всю себя вдохнула», «всю себя перелила» в Тютчева.
Этот узел могла развязать только смерть – это была смерть Денисьевой, 4 августа 1864 года.

53. Ведущий: Чем мог воздать этой женщине Тютчев? Единственное его достояние, единственное сокровище – был его поэтический дар. Смерть Денисьевой вызвала последний взлет поэтического гения Тютчева: стихи, написанные уже в ее память, сплелись с созданными при ее жизни – и это был тот неувядающий венок, который принес поэт к могиле своей возлюбленной, тот вечный поэтический памятник ее страдальческой тени, на которой начертано: «Души моей ты горесть и любовь…».


54. Девушка: Накануне годовщины 4 августа 1864 года.



55. Юноша: «Еще томлюсь тоской желаний…».
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

56. Романс «Гори, гори, моя звезда».

 57. Ведущий: Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Впрочем, это не истина в последней инстанции.

6 комментариев:

Галина комментирует...

Настенька моя! У меня праздник! Вот это подарок! Очень ждала!Слёзы радости, и любви, и благодарности!Я ещё напишу. Сейчас бегу на работу. У меня ещё два вечера:Ахматовой и Есенина. Приду, буду всё читать и пересматривать, наслаждаясь и радуясь.Люблю тебя!

Галина комментирует...

Этот урок-салон мы с 10 классом провели в 2011 году. Такая форма помогает зажечь интерес и к поэзии, и к судьбе поэтов "чистого искусства"Тютчеву и Фету, и вообще к литературе.

Галина комментирует...

Настя,пересматриваю вновь и вновь, умница, умница моя!Подобрала такие прекрасные картины, любуюсь, душа моя цветет.

Анастасия комментирует...

Рада, что Вам нравится !:)

Людмила комментирует...

Настенька! Какая же ты МОЛОДЕЦ! В тебя ,нельзя не влюбиться!
Обзор о поэтах-лириках., очень понравился.Подобраны великолепные стихи, картинки..
ВЫПИСКА ИЗ СТАТЬИ:
Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось «чистое искусство» во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал «чистую красоту», которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве.
Рыльск

Людмила. комментирует...

Галина Юрьевна, снова осень, опять осень....Вот решила заглянуть на ваш блог.На просторах интернета втретила стихотворение.
О счастье женщины.

В толпе на мокрой остановке
Стояла женщина одна
Ничем особым не видна.
Таким не смотрят в след мужчины,
Но в этот раз была причина;
Был рядом с ней, ни дать , ни взять.
Прекрасный принц - краса и стать.
От толкотни, своей рукой
Он ограждал ее покой.
За милой ревностно следя,
Прикрыл фуражкой от дождя.
Меж женщин шепоток прошел;
,,Ну надо ж! Что он в ней нашел?!"
А ей ,казалось нету дела,
Что на нее толпа глядела
В трамвай он подал руку ей.
Но, оглянувшись из дверей.
Как Жанна Д-Арк с костра людского
Она свое сказала слово:
,, Когда делил БОГ красоту,
Я не смогла принять участье.
Проснулась я в минуту ту ,
Когда делить он начал ,,СЧАСТЬЕ".
Ушел трамвай, мы вслед глядели,
В ушах слова ее звенели.
,,Проснитесь , женщины !К себе,
Не относитесь слишком строго.
Ведь счастье спит в любой судьбе.
Еще любви и счастья много.
Пока не разделенных БОГОМ..

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."