Урок - проект по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма". "... Чтобы не было поздно"


Урок - проект по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма".
"... Чтобы не было поздно"

Работа над проектом:


1 урок: формирование групп с учётом интересов учащихся. Обсуждение плана работы, формирование целей работы и учебных вопросов для каждой группы. Собирание материала. Консультация учителя. Работа учащихся по темам проекта, отслеживание и оценка предварительных результатов.
2 урок: оформление результатов в виде презентаций, сочинений, развернутого ответа на вопрос.
3 урок:защита учебного проекта на открытом уроке.

Задачи урока:


1. Показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев, силу душевных переживаний;
2. Вовлечь учащихся в разговор о вечных ценностях: дать понятие о милосердии истинном и ложном; помочь ученикам проанализировать художественный текст и оценить поведение героев;
3. Выйти от искусства слова писателя К.Г.Паустовского к творчеству ученика и представить результат этого творчества;

В исполнении (на интерактивной доске) Людмилы Сенчиной звучит "Песня о материнской любви".

- Ребята! Прозвучала песня о материнской любви в исполнении Л. Сенчиной. Песня о том, что мать- это вечная печаль, забота и любовь. А как вы продолжите строчку "Мама - это..." ( ребята называют слова по очереди ,например, улыбка, солнце, ласка, самоотверженность ,боль и т.д.)

Учитель продолжает:
- Спасибо, ребята! А я продолжу строками из стихотворения белорусской поэтессы Эди Огнецвет:
Смогла бы с неба радугу достать
Я подарила б маме.
Смогла б из облаков ковер соткать
Я подарила б маме.
Подснежники
лесов и ленты рек
Я подарила б маме.
И свет берез, и песню надо мной
Синицы синекрылой...
Я принесла бы все,
Что мне самой
Она всегда дарила

- Я принесла бы... но моей мамы уже нет, а ваши мамы, к счастью, еще молоды, здоровы, красивы. Придет время, у вас появятся свои семьи, дети. А мамы? Мамы станут старше, и ваша любовь , нежность, внимание им будут нужны еще сильнее. За повседневными заботами тогда не забывайте почаще говорить те слова, что сейчас произносили, чтобы не было поздно, - так мы назовем наш урок по рассказу " Телеграмма" К.Г.Паустовского, русского писателя, 125 летие которого мы отметили в этом году 31 мая. Вы работали по группам над этим рассказом, сформулируйте тему произведения.

- Бескорыстная любовь матери .
- Определите проблему рассказа.
- Разобщенность близких людей - следствие этого трагическое одиночество.
- Ребята! " Телеграмма" - это первое произведение Паустовского, переведенное на английский язык. Есть свидетельство о том , что известная немецкая актриса Марлен Дитрих, прочитавшая его, встала перед писателем на колени в знак благодарности за чувство, испытанные при чтении. Она сказала, что счастлива, оттого что успела выразить благодарность, чтобы не было поздно. Давайте разберемся, в чем тайна воздействия рассказа. Вы работали в группах, исследуя ключевое слово, которое выбрали. Пожалуйста, , представьте свои находки, детали, образы .

- Первая группа работала над словом" холод". Ребята представляют свой анализ слова "холод" в произведении Паустовского "Телеграмма" в форме диалога внутри группы.
- В произведении К. Г. Паустовского" Телеграмма" часто встречается слово "холод".Даже начинается произведение с этого слова ( зачитывается текст).Давайте разберемся, какой смысл вложен в это слово?
- А я думаю, "холод" в этом произведении- это одиночество. Дом Катерины Петровны был холодным, потому что она чувствовала себя одинокой, ведь рядом не было ее дочери Насти.
- А я думаю, что "холод"- это образ смерти. Осень - время, когда природа увядает. Осень холодная, ветреная. Потихоньку стала умирать надежда Катерины Петровны на то, что к ней приедет Настя .

- А еще какие образы принимает "холод" в этом произведении? Вот для меня , например, очень важна сцена со старым кленом. Когда Катерина Петровна вышла на улицу, у нее "от холодного воздуха разболелась голова". Она остановилась у старого дерева, в котором узнала клен. Его она посадила девушкой-хохотушкой в молодости, но сейчас этот клен , как и сама Катерина Петровна, был одинокий, озябший," ему некуда было уйти от этой бесприютной... ночи", как некуда было Катерине Петровне уйти от одиночества.

- А я думаю, что керосиновый ночник - единственный источник тепла в доме Катерины Петровны- это образ затухающей надежды матери. Ведь она уже почти не надеялась увидеть свою дочь, которую любила всем сердцем.
- Жаль , что дочь не любит свою мать так, как мать любит ее. Интересная деталь встречается в произведении. Сказано, что у Насти "большие холодные глаза". Как мы знаем, глаза - зеркало души. В глазах Насти отражается внутренний холод , душевная сердечная пустота. Она не умеет любить.
- Зато любовь Катерины Петровны, как любая материнская любовь, не знает границ. Ее любовь чиста ,как снег. Если вспомнить сцену похорон Катерины Петровны, то можно увидеть, что в природе очень много белого, чистого света.
- Снег совмещает в себе сразу несколько образов: снег холодный, а холод -это одиночество, а также снег - образ родной земли, так как Катерина Петровна очень любила место, где жила, любила природу. Поэтому природа тоже скорбела о смерти Катерины Петровны ,провожала ее в последний путь. " В легком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная родная земля".Природа была красива и чиста, как сама Катерина Петровна.
- А еще снег- это образ очищения души Насти. Ведь именно после похорон Катерины Петровны Настя поняла, что роднее и ближе, чем мама, у нее нет никого. И очень важный момент: не одна Настя поняла, что мама- самое дорогое, что есть в нашей жизни. Настин поступок стал для молодой учительницы, приехавшей в Заборье, примером того, как поступать нельзя.
- А мы, в свою очередь, вдохновившись произведением К.Г.Паустовского, решили написать сочинение на тему" Что значит мама для нас?".Собрав наши мысли в одно целое, мы пришли к выводу, что мама - это самая великая ценность любого человека. И это сочинение мы хотели бы поместить на телеграмму нашего класса для других ребят школы, чтобы они тоже понимали, что маму никто и никогда не сможет заменить.
- Спасибо, ребята, что вы связали свои сочинения с текстом К.Г.Паустовского и в сочинениях продолжили размышление над словом "холод", выразив свою любовь к маме, чтобы не было поздно. А теперь обратимся ко второй группе, которая работала над словом " пустельга".
- Катерина Петровна была очень чистым и светлым человеком, всей душой любила свою дочь Настю. А какой была ее дочь?
- Хочу начать с имени: Анастасия означает "воскресшая". Почему именно такое имя дано героине рассказа? Чтобы ответить на этот вопрос, представим образ Насти.
- Сравним дочь с матерью. Катерина Петровна всегда чувствовала природу , Настя же не замечает красоту природы, порой кажется, что в Ленинграде, где живет Настя, природа просто отсутствует. Только холод был все время рядом.
- Холод был не только вокруг нее, но и в ней. В ее больших глазах отражается лишь холод и пустота.
- Настя и была пустой. Помните, как Тихон сказал Манюшке : " Не будь пустельгой"? И мы понимаем, что пустельгой он назвал Настю, любимую дочь Катерины Петровны. Пустельга.
- Но Настя же помогала Тимофееву, талантливому , хорошему скульптору , пробиться в свет?
- Верно, это доброе дело, но разве можно говорить об этом, как о хорошем деле, если она позаботилась о чужом человеке, но забыла о матери? Скорее всего, это было сделано для собственной выгоды! Насте нужно было показать себя с лучшей стороны, чтобы добиться успеха.
- Ребята! Во-первых, доброе дело в любом случае остается добрым , но и не согласиться с вами нельзя , вспоминая слова Д. С. Лихачева :" Большая цель добра начинается с малого- желания добра своим близким".

- Она ведь сорока! Разве вы забыли, как Гоголь упрекал ее : "Эх, сорока!". Она, как эта птица, летит на все блестящее! Тимофеев и был этим блестящим для нее! Она помогала ему, чтобы пробиться вперед, приобрести известность.
- Да, Гоголь видит людей насквозь! Этот великий писатель в своих произведениях высмеивал пороки людей и Настю стороной не обошел. Напомнил ей про письмо, что лежало в сумочке нераспечатанное...
- Помните, когда она прочитала письмо от Катерины Петровны, стала искать оправдания, мол, никак не успеет выскользнуть, много работы, да и на погоду сослалась! А как она призналась самой себе, что ей будут неприятны слезы родной матери. Поэтому она не поедет к ней.
- А на работе ее называли Сольвейг! Куда уж ей до этой героины поэмы Ибсена "Пер Гюнт". Я посмотрела Интернете , кто такая Сольвейг. Они похожи только внешне, а так абсолютные противоположности. Сольвейг была воплощением мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени. Сольвейг переводится "солнечный путь". Настя не имеет понятия о верности.
- Позволь ,возражу! Имеет. Но она осознала все слишком поздно, когда матери уже не стало. " Мама .." Она вспомнила это детское и чистое слово и помчалась сквозь непогоду навстречу матери.
- Но слишком поздно. Настя была мертвой до того момента, как Катерина Петровна умерла, а после смерти матери - воскресла. Вечная боль в сердце будет преследовать Настю до самой смерти. Она покинула свой дом, чтобы никто ее не увидел.
- Мы не хотим повторить ошибок Насти. Каждый из нас сделал выводы из этого произведения. Чтобы показать, как мы любим своих мам, мы составили коллаж из наших детских фотографий и хотим поместить этот коллаж на общую телеграмму класса.
- С каждой фотографией связан какой-то важный для нас момент, и поэтому мы с особым трепетом относимся к этому мгновению. Мои одноклассники готовы прокомментировать свои фотографии.
- Спасибо, молодцы! Прекрасное признание в любви своим мамам, чтобы не было поздно. А сейчас третья группа , которая представляет итоги работы над словом " ненаглядная".
В первую очередь нужно отметить, что Катерина Петровна не живёт , а доживает свой век тяжело, в полном одиночестве, ожидая Настиного приезда. Обратим внимание на то, как Паустовский начинает повествование с описания маленького подсолнечника, который
"всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться". Этот цветок как сама Катерина Петровна.
Далее мы читаем, что в доме её"застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах". Весь её дом такой же ветхий, заброшенный, покинутый, как и она. Но он охраняется музеем. Этот дом уже достояние. Здесь звучит проблема " власть и человек".
-Достояние государства- дом Катерины Петровны. Она дочь художника, образованная и приобщённая к культуре и искусству. Здесь, в Заборье, "никого не было , с кем можно было бы поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго." Видимо, её отец известный художник, незаурядный человек.
- Когда приходил Тихон и спрашивал, не пишет ли чего Настя, Катерина Петровна только молчала " и всё перебирала какие-то бумажки в кожаном ридикюле." Это были извещения о деньгах, присланных Настей. Дочь Катерины Петровны, единственный родной человек , приезжала в последний раз три года назад, а в коротеньких записках писала , что времени нет не только на то, чтобы приехать, но и чтоб написать настоящее письмо.
-" У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать"-, думала Катерина Петровна. Она "редко писала Насте, но думала о ней все эти дни."Держа деньги, отправленные Настей , она думала, что от них пахнет Настиными духами.
- Катерина Петровна услышала ночью стук и забеспокоилась- ведь Настя не знает, что калитка заколочена. Вышла на улицу, с неба на неё смотрели "позабытые " звёзды.

Читается наизусть отрывок. Эпизод: Клён и Катерина Петровна"

Ученица представляет свой рисунок, выполненный к этому эпизоду.
- Катерина Петровна сама как этот клён, когда-то молодая , цветущая, а теперь ей " некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". В ту же ночь Катерина Петровна написала Насте письмо.
Наизусть читается письмо Катерины Петровны.
-Катерина Петровна пишет о природе- она чувствует её, природа близка ей. А Настю автор показывает только среди работы.
-"Ненаглядная моя" !- обращается Катерина Петровна к дочери . В этом нежном обращении столько тепла и любви. Но мы можем сказать, что для нас сама Катерина Петровна- "ненаглядная".
Когда -то она была молодой и красивой во всём, ненаглядной. Вот какой мы её представили:
Ученица представляет рисунок, на котором она изобразила Катерину Петровну в молодости.
Полное описание Катерины Петровны на рисунке.
Спасибо, ребята! Очень интересная работа у вашей группы. Да, не забывайте, что любой пожилой человек когда-то был молод , красив, наверное, для кого-то был ненаглядным, особенным. Счастливым и любимым. Талантливым. Помните об этом, чтобы не было поздно.
Четвёртая группа работала над словом " тепло".
- Я задумалась, что такое тепло. В мире его много, но не каждый это замечает. Некоторым людям не хватает в жизни тепла, но они умеют его беречь. А кто-то не умеет отдавать тепло. В произведении "Телеграмма" это слово встречается редко.
- Самый "теплый" отрывок из рассказа - это эпизод, когда в доме топили печь.
Читается отрывок из рассказа "в комнатах с самого утра стояла по углам ноябрьская темнота, но было тепло... (до слов) ... запутывалась в седых волосах одна - единственная слезинка"
- Еще в тексте есть слово, в котором заключается значение слов "тепло, забота". Это слово" мама".
Читается отрывок : " Поздно! Маму я уже не увижу...(до слов)... лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила". Мама - единственный человек, который будет хранить тепло в своем сердце и отдаст последние его частички только вам.
- В произведении есть еще три образа тепла и света. В конце рассказа автор показал молоденькую учительницу. По моему мнению, этот образ противопоставлен образу Насти. Учительница вспоминает о матери, которая осталась в городе. Она не знала Катерину Петровну, но пошла за гробом, во время похорон поцеловала " высохшую желтую руку" покойной. Видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало времени.
- Другой образ - образ Манюши. Манюшка - дочь колхозного сапожника, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она не отходит шесть суток от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на старом диване. По ее речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но она понимает самое главное - человек в беде, надо помочь.
- Не забывайте о стороже Тихоне! Скупо говорится о стороже, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и много говорить, но именно он, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте, написав главное " Катя помирает", а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверное, единственный раз в жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери. Катерина Петровна знает, что ее образованная, начитанная дочь не могла написать: " Дожидайтесь" да еще так, как пишут старые люди "Остаюсь всегда любящей".
- Образы тепла в этом произведении - простые русские люди, которых так любил Паустовский. Они не заметны, не умеют красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя.
- Рассказ назван " Телеграмма", хотя их две. По нашему мнению, главная все же - вторая. Она говорит о настоящей чуткости, человечности, милосердии и заботе - о тепле. И пока это тепло горит в сердце матери приезжайте к ней без телеграмм. Наша группа приготовила стихотворение об этом. 

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала: «Детки,
Вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели часто до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Все, у кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
(Аалы Токомбаев)

- Большое спасибо, ребята, вашей группе, нужно навещать своих мам, не ожидая телеграмм, чтобы не было поздно. Вы сказали о том, что важнее была все -таки вторая телеграмма Тихона - это так. Но еще более важной я считаю телеграмму, которая составлена вами на нашем уроке. Пожалуйста, подойдите сейчас к ней и завершите ее, написав своим мамам самое сокровенное, что лежит на сердце.

(Таким образом проект завершен составлением телеграммы 9 "Б" класса).

Комментариев нет:

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."