Урок мудрости, любви и доброты

 Размышление о подходе к уроку литературы:

Часто два потока- жизнь и уроки литературы - текут параллельно и не пересекаются. Пафоса писателя,чувств и мыслей школьника (бывает часто) нельзя обнаружить на уроке, наших учеников объединяет полнейшая отстраненность от изучаемого произведения. Рассуждения старшеклассников о жизни таковы, как будто они никогда не слышали, как мучились "вечными" вопросами и как разрешали их великие классики. У ребят нет личностного восприятия изучаемых произведений. Для многих учителей, к сожалению, личностное восприятие, собственная оценка учеников прочитанной книги является неожиданной и подчас нежелательной. 
На какие незыблемые ценности может и должен ориентироваться молодой человек ? Есть ли они ? Да, есть. Святое отношение к малой родине, к "отеческим гробам", к близкому, родному человеку, к отчему дому. По-моему, именно эти ценности утверждает Л.И. Табакова в своем рассказе "Домой". 

Гуманитарный урок «Разговор о главном». (По рассказу Людмилы Табаковой  «Домой».)
Цель: Осмысление образа героини рассказа «Домой» как носителя такой идеи, как чувство родины, родного места и любви к нему, образа  деревни как источника живой души, чистой и бескорыстной.
Образовательная задача: аналитическое прочтение рассказа.
В области умений и навыков: активно слушать и обсуждать текст, делать выписки, высказывать собственное мнение, задавать вопросы. Работать в группах, готовить индивидуальное задание, выразительно читать наизусть стихи и прозу.
В области ценностей: находить нравственный смысл, мораль рассказа, задумываться над ними, давать им оценку.
Развитие социально личностных и коммуникативных компетенций через групповую и индивидуальную работу и через материал самого урока. Воспитание любви к отчему дому, к матери; внимательного и бережного отношения к близкому человеку, к его духовному миру.
Мизансцена: звучит музыка и стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина»…






Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь…

 В этом  стихотворении прозвучали главные для самого поэта слова. Назовите их: речка туманная, школа, жители тихой родины, зеленый простор, изба, соловьи, купол церковной обители, погост, детские годы, жгучая смертная связь с малой родиной.  (Эти слова появляются на экране).
Учитель:
- Невозможно прочитать стихи Н. Рубцова громко и не потому, что не раз повторяется слово: тихая, тихо, а потому, что так и кажется: помешаешь, вспугнешь  того, кто со взгорка оглядывает «тихую родину и с нежностью и печалью признается: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».
- Давайте внимательно  всмотримся, кто это там, на взгорке? Это простая  женщина, она всматривается пристально в «туманную речку» своих воспоминаний, в просторы своей деревни, в свой дом, в котором  с любимым мужем прожила жизнь, не раз провожала его на войну, а когда он вернулся, не могла поверить своему счастью.  С волнением ищет она глазами развесистый клен  и  красную звездочку на его могиле. Вот она улыбнулась, потому что увидела своих сыновей: Колюшку,  Михаила, старшего, и младшего Тольку. Вглядевшись, рассмотрела и своих дорогих односельчан. Безмерно дорога ей тихая родина. Жизнь ее всегда была полна заботами и страданием. Работа, семья и люди, здесь, в родной деревне – все, что хранила она в душе.  Вы узнали эту женщину? Да, это Прасковья, (героиня рассказа Л. И. Табаковой « Домой») сколько она будет жить, столько и будет бежать за ней ее туманная речка воспоминаний…
Что было  главным в жизни для  Прасковьи? (Дом, семья,  дети, любимый муж, родная земля,  люди, с которыми жила в деревне,  могила мужа, родная природа). (Эти слова на экране).
Как назовем наш урок?
Давайте назовем наш урок «Разговор о главном». (Тема урока на экране.)

А что вы, современные молодые люди, считаете главным в жизни?
Работа в группе: каждый читатель должен написать слово, главное, по его мнению, ответственный представляет коллаж слов. На экране слова: (семья, любовь, дети, дом, работа, друзья, дорогие и близкие люди).
Учитель:
- Итак, 20 главных слов и среди них повторяется слово: Дом, любовь, семья, земля… Размышляя о главном, мы убеждаемся, что люди разного возраста, разных эпох, разного социального статуса  считают, что жить полноценно  можно только сохраняя в душе главное : дом, семью, людей, которые рядом- это и есть воплощение Родины.
Согласитесь, что лучше, чем сказал об этом писатель В.Распутин, не скажешь: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом.» (На экране).
Действительно ли так важно иметь эти 4 подпорки в жизни? Рассмотрим, как отвечает на этот вопрос  Л. И. Табакова, повествуя о судьбе Прасковьи. (Первая группа рассказывает о судьбе Прасковьи.)
Вопросы 1 группе:
 (На экране: Как показывает автор рассказа «Домой» отражение трагической истории России в судьбе семьи? Какие приемы и изобразительно-выразительные средства в изображении судьбы Прасковьи вы увидели?)
Вывод: Чтобы передать духовный мир Прасковьи, писатель избрал форму внутреннего монолога героини, форму несобственно-прямой речи, вся жизнь её «мучительная радость» и возвращение мужа Андрея – радость неожиданного счастья. Дружная жизнь семейная и «немудреное хозяйство». Радость, что у детей все «честь по чести». Жить – значит радоваться, да не судьба. (Тема судьбы).
Показана разрушающая сила войны. Эпоха влияет на семью.
А как судьба вашей семьи связана с судьбой Родины? (Причина неприятностей в семье, в несправедливом устройстве мира, черствости людей. А часто и в нашей бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизме). (Вывод)
Вопросы 2 группе:
- Как показаны в рассказе душевная черствость, неумение ценить уникальность души человеческой, души самого родного человека. Что говорит автор «об утрате всех и всяческих связей»:
- «человека с человеком»;
- «человека с землей»;
- «города с деревней».
- Роль пейзажа в отражении духовного мира героини и состояния взаимоотношения людей? (Обратите внимание на звуки, цвет, детали). (2 группа).
Вывод:
Повествование ведет с одной стороны безличный автор  - рассказчик, с другой стороны рассказывает как будто сама Прасковья. Такая организация рассказа создает ощущение диалога между двумя противоположными жизненными позициями. Мы понимаем , что симпатии автора явно на стороне Прасковьи. Всех занимают лишь собственные заботы: она « одна-одинешенька». «По своим комнатам разошлись и двери закрыли». Закрытость от всего – причина разрыва, отчуждения родных людей друг от друга. Сила характера  Прасковьи в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Автор показывает конфликт между мудрым мироустройством и немудрым, суетливым , бездумным существованием. Прасковья – символ особого устройства жизни, особого мира. Спасением для нее и может быть этот особый крестьянский мир.
Вопросы 3 группе:
Каким показан этот мир в рассказе? Роль цвета, звуков, деталей в создании крестьянского мира  и раскрытии  главной проблемы рассказа: сохранение души живой, бескорыстной, нетребовательно любящей. (3 группа представляет фильм в рисунках «Крестьянский мир в рассказе « Домой».)
Вывод: Крестьянский мир- источник живой души Прасковьи. (Слова из стихотворения Н. Рубцова «До конца»:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.
 Вопросы 4 группе:
Почему не стал этот мир спасением для Прасковьи?
Человеческая жизнь состоит не только из того, что в ней есть, но и из того, чего – нет. (Расскажите, что было в жизни Прасковьи, чего не было  и чего не стало после смерти мужа.)
- Почему умирает Прасковья? Каких подпорок она лишилась?
- Объясните смысл названия рассказа «Домой».
Вывод: Движение сюжета направлено на раскрытие тайны души Прасковьи.  (Как в рассказе Солженицына « Матренин двор»). Прасковья – праведница, потому и умерла в светлое Христово воскресенье.
Учитель:
В старинном «Домострое» сказано: «Каждый человек должен построить свой дом, да так, чтобы он устоял в любую бурю  и невзгоду. Главный дом человек в душе строит. И тот дом  ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов».
- Как Вы считаете, построила ли Прасковья такой Дом?
Вывод: вернемся к словам В. Распутина. Она лишилась главных подпорок, но остался главный Дом её души? На поминках принято говорить, каким БЫЛ человек, т. е. его главный Дом. Давайте продолжим фразу Федора Сидоряцкого, героя из рассказа «Домой»: «Прасковья была…». (Каждая группа должна свои слова-характеристики, слова-памяти предложить)
(Бескорыстная, щедрая, добрая, верная, любящая, терпеливая, работящая, не требующая внимания к себе, праведная, скромная, бережливая, преданная, тихая, уживчивая, в молодости высокая, статная, красивая, бесхитростная, хозяйственная, мудрая.)
Вывод : душа живет в памяти, не умирает.  Л. И. написала рассказ об уникальности души человеческой. Говоря о главном в рассказе Людмилы Табаковой, мы сегодня вспоминали поэта Н. Рубцова, писателя  В. Распутина. Хочу добавить еще одно имя Е. Евтушенко, написавшего стихотворение « Людей неинтересных в мире нет…». Оно тоже о неповторимости жизни человека.



Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

В стихотворении Е. Евтушенко говорится, что неинтересных людей нет, а интересные ли мы читатели? Умение оценить произведение – это и умение выразить себя. Л.И. так определяет талантливого читателя: «Помните у Н.В. Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Так и хочется перефразировать: «В наше время редко кто дочитает до середины длинный рассказ!» Но этот редкий человек умеет читать. Читать - это не только складывать буквы в слоги, следить за переплетением сюжета, но и  чувствовать ценность каждого слова, каждой фразы, понять замысел автора, извлечь полезное для себя. А для этого нужно постараться  долететь  до противоположного берега».
Пусть после сегодняшнего урока прибавятся в том списке редких читателей наши имена. Долетели ли мы до противоположного берега? Чтобы ответить на этот вопрос, каждый из вас должен определить для себя:
(На экране:
- что изменилось во мне после прочтения рассказа?
- что теперь для меня будет главным?
- чему научился я, готовясь к этому уроку и участвуя в нем?)
(Я удивился, я узнал, я восхищаюсь, я буду бережнее, внимательнее относиться, я научился, я задумался, я переосмыслил, я открыл нового писателя, я буду читать, буду думать, буду стараться).
Учитель: Среди нас есть читатель, который представит сейчас свое прочтение рассказа.

Рецензия на рассказ "Домой" Хохловой Ксении.

Что такое дом? Дом - это то место, куда человек приходит после тяжелого трудового дня, где по вечерам собирается вся семья и чувствует себя спокойно и защищенно. Вот и главная героиня рассказа "Домой" возвращалась в свой скромный, но такой родной и любимый край под названием "Дом".
В этом произведении затрагивается множество проблем: проблема одиночества, одиночества Прасковьи, которая на протяжении жизни теряла самое дорогое, что у нее было.Но она прячет "распухшее от слез лицо", плачет украдкой, не показывает переживаний,- нельзя.
В тяжелой судьбе простой русской женщины отражается судьба всей родины, всех женщин России,перенесших огромные страдания, но сохранивших любовь и нежность в своем сердце. Проблема давно утерянной связи между городом и деревней. Проблема человека и войны, унесшей тысячи жизней и искалечившей миллионы судеб . Проблема черствости, жесткости и бессмысленной торопливости людей. Таким жестоким человеком была мачеха Прасковьи, которая всячески пыталась изжить падчерицу. Автор продолжает традиции русского фольклора, извечный мотив: мачеха, падчерица и равнодушный отец. Горькой была жизнь Прасковьи в детстве, ведь "она выполняла всю грязную работу и, если бы она умела читать, то знала бы, что разделяет нелегкую судьбу всех Золушек".
Тяжело ей пришлось в детстве, а в молодости еще тяжелее: 3 раза провожала она мужа на войну, растила сыновей, следила за  "немудреным" хозяйством и работала. Русский характер не позволял ей отчаиваться и опускать руки. Простую женщину, отличающуюся самоотверженностью, добротой, способностью думать о других во все времена воспевали поэты. Например, поэт 19 века Н. А Некрасов в своем стихотворении писал:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
 Откуда же черпала силы женщина? Что помогало её сердцу не очерстветь? А душе, пусть даже и "заскорузлой" (так говорит автор), оставаться ласковой, любящей и щедрой?  Дом, семья, труд, родная земля - это символы жизни в ее целостности и гармонии.
Композиция рассказа построена так, что читатель сначала верит в то, что Прасковья возвращается со своими родными и близкими  в деревню, и только потом мы понимаем, что она уже умерла и наконец обретает вечный покой в совей родной земле. Она заслужила такую тихую, спокойную смерть, заслужила всей жизнью, потому  и умирает в светлое Христово воскресенье, как праведница. Так постепенно перед читателем раскрываются тайны души Прасковьи.
Читая рассказ о жизни Прасковьи, я задумалась о неповторимости своей жизни и близких мне людей, об их ранимых душах и о том, как поздно приходит раскаяние к нам, не всегда внимательным к своим родным. Л. И. Табакова напомнила нам, еще неопытным читателям и порой легкомысленным молодым людям о том, о чем предупреждал поэт Булат Окуджава:
В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.



Отзыв о рассказе "Домой" Пастуховой Анастасии.


Недавно мне стало интересно, люблю ли я родную землю, малую родину, смогу ли я расстаться c ней и буду ли скучать?  Ведь всегда устанавливается связь с местами через воспоминания о минувших событиях,   которые могут быть связаны с родителями, с друзьями, с родными и близкими людьми, с атмосферой: запахом, вкусом, музыкой. Я задала себе этот вопрос, пытаясь представить себя на чужой земле, в другой стране, в не моем доме. Тогда что такое «Дом»? Ни малая родина, ни родная земля, ни место, где мы живем? Размышляя обо всем этом, я понимаю, что «дом» для меня там, где каждая мелочь напоминает о ком-то или о чем-то приятном, теплом, тихом. Читая стихи и прозу, мы становимся внимательнее, начинаем любить и ценить всё то прекрасное, что нас окружает.  Множество поэтов прошлой эпохи с трепетом пишут о своей родине, мне понравилось, как писала об этом Юлия Друнина:
Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой,
Повторяю - который раз!-
"Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!"

Читая это стихотворение, понимаешь, как дорога  Родина! Проникаясь ароматом стихотворения и сладостью строк, начинаешь чувствовать запах родной земли. 
Такую же насыщенную, искреннюю привязанность к родной земле смогла передать наша современная писательница Л.И. Табакова, повествуя о простодушной, доброй, несчастной женщине – Прасковье в своем рассказе «Домой».  Главная героиня не смогла пережить разлуку со своей малой родиной  – Степановкой, после смерти мужа она переехала из деревни в город к сыну, там она болела воспоминаниями о доме, «впадала в забытье и начинала звать умерших родственников»,   так пишет Людмила Ивановна в своем рассказе. Казалось бы, – город, благоустроенная квартира, дети рядом, что еще нужно простой деревенской женщине, пережившей столько горестей, несчастья и трудностей в жизни? Всего этого не нужно, когда нет понимания и поддержки со стороны близких и родных людей. Некому было скрасить одиночество Прасковьи.
В рассказе довольно хорошо показана утрата связи «человека с человеком», «человека с землей», «города с деревней», это заставляет задуматься о том, какими ценностями живем мы? Что для нас главное в жизни? Ко мне пришло понимание, затронутых автором рассказа проблем, после знакомства с трагической и тягостной судьбой героини рассказа. Чтение превратилось  в театральную постановку, где я вхожу в роль Прасковьи, устанавливаю духовную близость со своей героиней и постепенно разделяю судьбу Прасковьи, осознаю, насколько тяжело ей было,- она не жила, она выживала. По ходу прочтения наступало осмысление собственных поступков, действий, отношения к родным, ценностей, главного. Ведь, если сравнивать людей того времени и людей настоящего времени, сравнивать людей городских и деревенских, то, по сути, их сильно ничего не отличает друг от друга. Русская душа живет в каждом из нас, одно дело, что – это условия, к которым они привыкли, образование, факторы, формирующие положение людей в социуме, а уже, исходя из занимаемой позиции, рождаются отношения («человека с человеком», «человека с землей»), привычки, приоритеты, ставящие преграды между городскими  и деревенскими людьми.
         Прасковья обладала  русской душою,  искренней простотой, отличалась  праведностью и бескорыстием от городских женщин. Военное время, жесткие условия, злая мачеха и безразличный отец, тяжелая работа, с одной стороны сделали эту женщину сильнее, выносливее, терпеливее, с другой же нещадно заворачивали огонек души в каменную обертку. Долго еще томился лучик в душе Прасковьи, не угасал на протяжении всей жизни, приводя в хоть какой-то тонус душу и тело. Людмила Ивановна показала сущность души своей героини в «эпизоде», где муж вернулся  целым и невредимым с Японской войны. Автор рассказа пишет так: «Ночью спала – не спала, осторожно, бережно, ласково касалась головы мужа с не отросшим ёжиком волос: «Родной мой, Андрюшенька, вернулся…». И все шептала, шептала невесть откуда взявшиеся в её заскорузлой душе ласковые слова». 
Как же Прасковья могла проявлять ласку, нежность, заботу, любовь, если «сирота с раннего детства, она от мачехи и слова доброго не слышала»? Сразу вспоминаются строки из стихотворения С.А. Есенина «Грубым дается радость, нежным дается печаль». Вот и Прасковья своей тонкой, нежной, чувствительной, робкой душой много переживала и печалилась. Горькой и не справедливой жизнью одарил её господь, но, как говорится, «бог дал, бог взял», но пришло неожиданное счастье к Прасковье – нашелся жених Андрей, как пишет автор: «Такой же, как Прасковья, голь перекатная, но парень видный, по характеру добрый, уживчивый. И все-то ему хорошо, и все-то ему ладно. Пара получилась – заглядишься: высокие оба, статные. Жили дружно. За совместную жизнь «врешь» друг другу не сказали». Пусть они концы с концами еле сводили, но хранили в своих сердцах все самое дорогое: веру, надежду, любовь. Даже разрушающая сила войны не смогла свергнуть и разбить их сердца, поскольку и Прасковья, и её муж Андрей были сильными, имели четыре подпорки и невозможно не согласиться с Валентином Распутиным: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Получается, что, пока у человека есть эти четыре подпорки, человек крепко стоит на ногах, у него есть опора, у него есть цель и смысл жизни. На примере Прасковьи мы убеждаемся, что, как только она лишилась всех четырех подпорок, она слегла, пала духом, одиночество постепенно начало уничтожать ее. Меня сильно разочаровала утрата связи «человека с человеком» и, что самое печальное, ведь мы тоже так делаем по отношению старшим родственникам. Почему мы не можем уделить внимания своим родным, пожилым людям? Почему мы лишаем их важной для них подпорки? На нас молодых, здоровых, сильных, не переживших такое трудное и сложное время эта подпорка может настолько сильно и не сказывается, как на них, у которых, кроме нас, – детей и внуков больше никого нет. А мы, зная, что у нас есть и дедушки, и бабушки, и родители сильно не переживаем, потому что не чувствовали еще расставания навечно. Оттого и не звоним, не пишем, не навещаем. Живем мыслью, что все в порядке.
Этот рассказ вызвал катарсис во мне, теперь я понимаю и осознаю многое, о чем раньше даже и не задумалась бы. Я стала лучше понимать старших родственников, стала ценить каждый момент своей жизни, поскольку, я еще раз убедилась, как горько и страшно терять дорогих и близких людей, наблюдая за крутыми поворотами судьбы Прасковьи. Ведь все самое лучшее мы черпаем, приобретаем от наших дорогих людей!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от Вас ли?..
Марина Цветаева.


Действительно, композиция рассказа "Домой" необычна. В рассказе есть интрига, и урок наш сегодня построен на интриге.
Сейчас вам представился случай услышать и увидеть писателя  Л. И. Табакову. Я думаю, у вас, как у талантливых читателей, есть вопросы к автору рассказа «Домой».
Выступление Л.И. Табаковой.



Фильм в рисунках представлен Марией Сенькиной, ученицей 10 класса.



Комментарии Маши к рисункам: 

Слайд №1
Обложку я выбрала чёрно-белую, поскольку эти цвета абсолютно нейтральные, но, тем не менее, выражают какую -то особую трагичность. Белый ажурный орнамент напоминает русские народные украшения, использовавшиеся раньше в убранстве деревенских домов того времени.
Слайд №2
Белый платок символизирует чистоту и простоту души Прасковьи. На платке нет ни узоров, ни набивных росписей. Цветастый фартук представляет богатство души хозяйки, а кружево - нежность.
Слайд №3
Разрыв в крестьянский мир вносят невестки Прасковьи: безразличная Нелли, важная особа - Настя и горделивая Капиталина. Они бездушны, хотя внешне красивы. Красна ягодка, да на вкус горька.
Слайд №4
Сыновья показаны отстраненными, можно сказать, равнодушными. Их у Прасковьи трое. 
Слайд №5
В моем воображении создается образ Андрея как коренастого деревенского мужчины, достаточно молодого, в военной форме, с легкой доброй улыбкой и небольшими морщинами на смуглом лице.
Слайд №6
Красная звездочка на могиле Андрея - это душа русского солдата, страстная, преданная родине и семье.
Слайд №7
Прасковья очень любила подсолнухи. Эти цветы как внутренний свет ее души.
Слайд №8
Красная герань - символ души русской женщины Прасковьи. Герань - растение неприхотливое, Прасковья жила так же, не требуя к себе внимания. Герань цветет в полную силу, так же Прасковья жила ради семьи, самоотверженно и нежно любила детей и мужа.

Идет урок...

Урок проведен 24 января 2012 года с участием автора рассказа Л.И. Табаковой.

15 комментариев:

Татьяна комментирует...

Это урок-откровение, урок-открытие, урок-истина, урок-размышление, урок-катарсис, урок-свет... Спасибо, Галина Юрьевна

Анастасия комментирует...

Согласна с Татьяной Николаевной! Замечательный урок! Дети активно участвовали в дискуссиях, подошли творчески к уроку: ученица подготовила очень трогательный фильм в рисунках, чувствовалось, как глубоко человек пережил рассказ, смог точно и верно передать образ героев на бумаге, общий антураж, обоснование выбора цветов и пр. деталей!
Звучали стихи, из уст учителя, и ученика, которые брали за душу! Понравилось, что каждый из участников групп не остался равнодушным, а наоборот приобрел для себя важные, ценные чувства. "Можно и за 2 часа сделать столько, сколько не сделать за всю жизнь." Считаю, что учителю удалось воспитать в учениках чувства ответственности по отношению к родным, близким и окружающим нас людям.

Людмила комментирует...

Галина Юрьевна с интересом прочла ваш урок.Рассказ,,Домой ,, я не читала, но из Вашего урока поняла,что говорится о судьбе простой ,русской,, сельской женщине Прасковье,о переплетении судьбы женщины и судьбы Родины.
Работая в сельской библиотеке,я собирала автобиографии о жизни сельских женщин переживших довоенное, военное и послевоенное время.И судьбы женщин,многих ,были похожи на судьбу Прасковьи.Именно на женщинах и детях выстояла и возродилась после ВОв деревня.Это они тянули лямку непосильного крестьянского труда.НО еще любили, рожали и растили детей.И при всей трагичности их жизни,сердца их не очерствели.Жизнь их закаляла,делала терпимее, мудрее,добрее.
Галина Юрьевна, такие уроки говорят о профессионализме учителя,передающего свои знания ученикам.О способных учениках впитывающих эти знания.Из таких уроков подрастающее покаление познает жизнь прошлого поколения.Такие уроки прививают школьнику все хорошее, доброе,что присуще человеческому сердцу и разуму.
Людмила.

Галина комментирует...

Спасибо,дорогая Людмила!Когда встречаешься с настоящим,самой хочется сделать что-то настоящее.Так случилось и в этот раз.Рассказ задел,заставил плакать, думать,восхищаться,жалеть,искать и вызвал жгучую потребность обо всем, что чувствую, рассказать детям, передать это смятение души и боль сердца.Вот и состоялся урок мудрости, любви и доброты.Спасибо автору Людмиле Ивановне,учителю и писателю.

Любовь комментирует...

Благодарна за новую страницу- урок...Тема "зацепила": такие уроки необходимы ежегодно в каждом классе. Спасибо за интересный материал (обязательно прочитаю рассказ)- "Урок мудрости, любви и доброты" вышел в мир со страниц Вашего журнала и обогатил идеями, мыслями, желанием провести что- то подобное...

Прохожий комментирует...

Большое спасибо Вам за такой замечательный урок! Этот рассказ ни кого не может оставить равнодушным. Каждый урок у Вас это яркое, запоминающееся событие, наполненное добротой и воспитывающее в ребятах чувство прекрасного. Для Вас это гораздо больше чем просто работа, это даже больше чем жизнь.

Галина комментирует...

Как не вспомнить после такого отзыва строки из стихотворения Владимира Солоухина:"...На капельку солнца прибавилось в мире, на капельку радостней сделалась жизнь".

Людмила комментирует...

Летний парк.Тишина .Покой.
На скамье карапуз с бабусей.
Под морщинистою рукой
Хохолок топорщится русый.
Глазки- синие васильки,-
Как распахнутые оконца.
Солнце.Бабочки. Васильки.
Синь, просвеченная до донца.
И в чумазой ладони внук
Тянет бабушке дар бесценный.
Там огромный рогатый жук
Интересный необыкновенно.
Сеть морщинок бежит у глаз,
Бабка щурится виновато-
Внучек столько творит проказ,
А она им, поди ты ,рада!
-Баб, возьми хоть в один зубок!-
Делит внук попалам конфетку.
Греет солнце бабусе бок,
Может ,статься,последнее лето.
Надежда Жукова рыльская поэтесса.

Людмила комментирует...

Не бойтесь говорить: «Люблю!»
Тем, кто вам дорог бесконечно!
Ведь в этом мире мы не вечны —
всегда на грани, на краю…

Себя не бойтесь потерять,
Даря восторженность улыбок!
И незначительность ошибок
Учитесь искренне прощать!

И пусть в душе не гаснет свет,
И пусть в любви мы безоружны,
Но счастья быть кому-то нужным —
Важнее в нашей жизни нет!

Людмила комментирует...

Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намерено вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?

Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,

Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
«СПАСИБО ВАМ за всё за ЭТО,
Ну, что
б мы делали без ВАС!!!!!!
г.Рыльск

Анонимный комментирует...

На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплых куличей.

Прежде жизнь моя текла так
Светлой сменой точных дней,
А теперь один остаток
Как-то радостно больней.

Ведь зима, весна и лето,
Пасха, пост и Рождество,
Если сможешь вникнуть в это,
В капле малой - Божество.

Пусть и мелко, пусть и глупо,
Пусть мы волею горды,
Но в глотке грибного супа -
Радость той же череды.

Что запомнил сердцем милым,
То забвеньем не позорь.
Слаще нам постом унылым
Сладкий яд весенних зорь.

Будут трепетны и зорки
Бегать пары по росе
И на Красной, Красной горке
Обвенчаются, как все.

Пироги на именины,
Дети, солнце... мирно жить,
Чтобы в доски домовины
Тело милое сложить.

В этой жизни Божья ласка
Словно вышивка видна,
А теперь ты, Пасха, Пасха,
Нам осталася одна.

Уж ее не позабудешь,
Как умом ты не мудри.
Сердце теплое остудишь -
Разогреют звонари.

И поют, светлы, не строги:
Дили-бом, дили-бом бом!
Ты запутался в дороге,
Так вернись в родимый дом.

Людмила комментирует...

Ирина Горшут Лирика (лирические стихи) > Гражданская лирика


Как много говорят о материнском сердце.
А чем измерить глубину его?
Ведь дети им всегда могут согреться,
А могут резануть острым ножом всего.

Любви в нем много, даже безгранично.
Стучит оно с детьми своими в такт.
Но иногда они в него ,,плюют,, цинично
И укорачивают жизнь его вот так.

Но если ценишь ты его биенье,
И хочешь сердцу мамы жизнь продлить,
Храни с любовью каждое мгновенье.
При встрече низко в пояс поклонись.

Не нужно ждать 8 марта, нет не нужно.
Придите к маме и скажите нежные слова.
Ведь сердце матери, нам всем, - ограда
От всех напастей, бед и зла.

Не бейте и не сокращайте жизнь его словами.
Ведь то, что в нем, оно пребудет в вас.
Потом не нужно будет сожалений со слезами.
Так будьте благодарны сердцу матери своей
Рыльск

Галина комментирует...

Есть светлый на Земле приют,
любовь и верность там живут-
то сердце матери.
Суждено ему жить радостью твоей,
нести ярмо твоих скорбей.

Людмила комментирует...



ОНА:
Когда мне будет восемьдесят пять,
Когда начну я тапочки терять,
В бульоне размягчать кусочки хлеба,
Вязать излишне длинные шарфы,
Ходить, держась за стены и шкафы,
И долго-долго вглядываться в небо,
Когда все женское, что мне сейчас дано,
Истратится, и станет все равно -
Уснуть, проснуться или не проснуться,
Из виданного на своем веку
Я бережно твой образ извлеку,
И чуть заметно губы улыбнутся...

ОН :
Когда мне будет восемьдесят пять,
по дому буду твои тапочки искать.
Ворчать на то, что трудно мне сгибаться,
Носить какие-то нелепые шарфы
Из тех, что для меня связала ты.
А утром просыпаясь до рассвета,
Прислушаюсь к дыханью твоему
Вдруг улыбнусь и тихо обниму.
Когда мне будет восемьдесят пять,
С тебя пылинки буду я сдувать,
Твои седые букли поправлять
И взявшись за руки по скверику гулять.
И нам не страшно будет умирать,
Когда нам будет восемьдесят пять
г. рыльск

Людмила. комментирует...

8 июля замечательный праздник День семьи, любви и верности.
Самое главное у человека-это семья. И это не только любовь, больше - терпение, прощение, мудрость.Говорят,человеку без семьи трудно. Но еще труднее сохранить семью.С Днем Семьи Вас друзья!
Любовь и влюбленность

-Я так мечтаю быть такой, как ты!-
К Любви Влюбленность как-то обратилась.
-Ты воплощение моей мечты.
Скажи, а как ты этого добилась?

-Все дело в том,- ответила Любовь,
Я, как никто другой, прощать умею
И в исцеление души я верю,
Поэтому прощаю вновь и вновь.

-Ты что, предательство простишь ?-Прощу.
Оно бывает чаще от незнанья,
А не от злого умысла-желанья.
Любви и не такое по-плечу.

-Простить измену можешь ?- Да,могу.
Кто в это хоть однажды окунулся,
Пускай и чувствует себя в долгу,
Но понимает- к лучшему вернулся.

-А ложь?- О, это меньшее из зол.
Она от нежеланья сделать больно
И осознания вины невольной,
Когда для правды силы не нашел.

-А что еще способна ты простить?
-Злость, огорченье, разочарованье.
Они любовь способны укрепить,
Так как за ними следует страданье.

-Как я завидую тебе,Любовь!
Ты так великодушна, всех прощая.
А я всего лишь будоражу кровь,
Как спичка вспыхну и тот час сгораю.

Любовь лишь усмехнулась ей в ответ:
-Я кое-что сказать тебе забыла:
На свете все же есть такая вещь,
Которую и я простить не в силах.

Она и чувства губит на корню,
И душу неустанно разъедает,
И все святое придает огню,
И шансов никому не оставляет

От РАВНОДУШИЯ лекарства нет
Оно страшней предательства, измены.
Пристрелянный душевный пистолет,
Что убивает медленно, но верно.
Леон Кон
г.Рыльск

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."