"Спасибо, что живой..."

Вечер, посвященный творчеству Владимира Высоцкого
«Я, конечно, спою…»

 
На центральной стене огромная гитара, на ней слова:
…Соплеменники, окажите честь -
    Зачеркните «был»,
    Напишите «есть».
   (П.Вегин)

                                         
…Но сколько песен все бы мы ни пели,
   Его нам одного – не заменить.

                                           (А.Городницкий)

Врубите Высоцкого в полную силу
Без всякого цоколя
В небо России!

                                           (А.Вознесенский)

…Пусть кружит над Москвою
Охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним
Посмеемся и вместе поплачем.

                                            (Б. Окуджава)
 
Два плаката:
1)      Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
 Когда веселых песен не пою.

2)      Мне судьба-до последней черты, до креста,
Спорить до хрипоты, а за ней - немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не это вовсе, не тот и не та…

                                    Владимир Высоцкий
 
1.          Ведущий 1. При жизни Высоцкий знал громкую славу. После смерти он завоевал наипристальнейшее к себе внимание,  далекое от пустого звона, кажется, жизнь потому так сильно, так массово откликнулась Высоцкому, что в его творчество входила такой, какая есть. Самым разнообразным формам и свойствам жизни – веселым, печальным мрачным, высоким низким, грубым, страшным, прекрасным – был дан ход в поэтическое творчество.
              Для людей естественно желание видеть рядом с собой правду – Высоцкий не умел лгать. Такое объяснение  (оно первое и главное) кому-то может показаться слишком простым, но тут ничего не поделаешь. Вот из чужого письма:  «Высоцкий был человеком необходимым. О нем можно было думать или не думать, но мысль, что он есть, давала кому-то постоянную радость. Будучи актером, он стал необходимым человеком».

2.  Песня «Большой Каретный» в исполнении Владимира Высоцкого. 
3.  Ведущий 2. Из  никому неизвестного выпускника Школы – студии МХАТ, из парня С Большого Каретного В пестром пиджаке и кепке, сшитой в Столешниковом, он превратился едва ли не в самого популярного в стране артиста, в человека, выразившего свое и наше время с откровенностью, отчаянием или любовью истинного сына страны. Своим ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, миллионы людей за живое взявшим творчеством он сам, без разрешения и без спора, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.
              Можно было возмущаться его уличной грубости, воротить от него нос, но и не разглядеть поразительной перспективы и резервы этой незаурядной натуры стало невозможно.

4.  Звучит стихотворение:

             Я все вопросы освещу сполна –
                  Дам любопытству удовлетворенье!
            Да, у меня француженка жена –
              Но русского она происхожденья…

5. Ведущий 3. Вот текст, который написал Высоцкий для конферансье в 1975г. За границей:
    «Владимир Высоцкий – актер, работает в Москве в театре на Таганке – одном из интереснейших театров – под руководством Юрия Любимого.
В 1961 году Владимир Высоцкий закончил школу студию МХАТ Владимир Высоцкий сыграл в кино более 20 ролей среди которых Ибрагим Ганнибал в «Сказке про то как царь Петр Арапа женил», Лопахина «Вишневый сад», роль Гамлета а пьесе  В.Шекспира.

     В 1976 году труппа получила гран-при за представление Гамлета на фестивале в Югославии. Высоцкий пишет слова и музыку песен, которые исполняет сам, аккомпанируя себе на гитаре. Его песни-баллады очень разнообразны по тематике – лирические, политические, шуточные. У него их больше шестисот, темы баллад разнообразны. Войны, спорт, сказки… Здесь есть темы протеста, но сам автор говорит, что он старается писать об общечеловеческих проблемах. В своих стихах он размышляет о жизни, о смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о несправедливости, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе. Высоцкий не является официальным поэтом, т.е. его тексты не печатаются. Но стихи и баллады используются в кино. Он поет перед студентами, рабочими, на заводах, в университетах, в различных организациях. Он поет на сцене и на экране.

6. Ведущий 1. Я не пишу для определенной категории зрителей, я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверно, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик.

7. Ведущий 2. Баллады Высоцкого – монологи разных людей. Но он всегда поет от первого лица и становится участником того, о чем поет. Он старается «влезь в шкуру» своих героев, жить и умирать вместе с ними. 

8. ПЕСНЯ «Он не вернулся с боя» в исполнении Высоцкого. 

9. Ведущий 1. Я думаю, что поэзия не знает границ, что проблемы, которые меня волнуют, точно так же волнуют всех других. Я хотел бы, чтобы люди узнали еще одну грань творчества в моей стране – авторскую песню. Больше всего я люблю петь для друзей, на суд которых я выношу каждую новую песню. 
ПЕСНЯ в исполнении Высоцкого: «Я не люблю».

 
10. Послушаем Б. Окуджаву: На лицо стремление объединить  в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это не верно: понятие «авторская песня» имеет для меня конкретный и узкий смысл: поэты поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин. Авторская песня была своего  рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская – литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей…
В этом жанре, как и вообще в поэзии, нельзя без открытий. Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, задевают, а ты охаешь и ахаешь. Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна!  А все остальное – всякие сюжеты туристские, развлекательные и прочие – уже потом приложились.
Люди, воспитанные на пустой развлекательности, поэзию Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят; равнодушие ко всему, роме личных проблем, -  тревоги и бол его не поймут. Для них эго поэзия, в лучшем случае, - пустое место, а в худшем – как красная тряпка быку.
Настоящий поэт рождается из духовных потребностей общества. Ими насыщена атмосфера. Чем острее они, тем резче и ярче голос поэта. Эти размышления для способных размышлять, и огромная популярность В. Высоцкого является результатом не «всеобщей» любви, а признаком единомышленников. Единомышленников оказалось много.Я написал две песни, ему посвященные.   Вот одна их них:   
11. Звучит песня Б. Окуджавы о В. Высоцком. 
12. Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразить полностью, всем существом сразу: и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью.
В жизни он говорил – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, с богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. А в театре его голос достигал последних рядов балкона. Представить трудно, как много удивительного мог бы сделать этот человек, если подумать, что в актерской грани своей личности он только набирал силу. Он Был бы лучшим актером. Именно такого сейчас ищут режиссеры. А место, оставленное им, пустует. Точнее сказать, кровоточит вечно свежей раной.
13. Ведущий: Вспоминает Марина Влади.
   Ученица: На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть. Это 67 год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей – некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются а его тени. Все, кто был в зале, аплодировали стоя.

 

14. Ученик: На репетициях «Гамлета» один из друзей сказал: «Когда Высоцкий кричит: «Быть или не быть!!!?»  - я внутренне сопротивляюсь, потому что мне кажется, что он про себя все давно знает и решил, что БЫТЬ. Этот вопрос не для него, он не может боятся «Страны, откуда не возвращаются».
   
15. Ученица (М. Влади): Меня пригласили поужинать с актерами, исполнявшими главные роли в спектакле. Мы встречаемся в ресторане – шумном, но симпотичном. Я жду того замечательного артиста, мне хочется поздравить его, но говорят, что у него чудной характер и поэтому он может совсем не придти.
 Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется не высокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это – ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы что я заново переживаю все, что испытывала в театре.
             Ты не ешь, не пьешь – ты смотришь на меня.
  - Наконец-то я встретил Вас.
    Ты не красив, у тебя ни чем не примечательная внешность, но взгляд у тебя необыкновенный. Ты берешь гитару. Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И еще то, что ты поешь для меня одной. 
16. Песня «Лирическая».
                      Здесь лапы у ели дрожат на весу,
                            Здесь птицы щебечут тревожно –
                            Живешь в заколдованном диком лесу,
                            Откуда уйти не возможно. 

17. Постепенно я начинаю постигать смысл, горький юмор, и глубину твоих песен. Ты объясняешь мне, что театр – твое ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня. Как и любой актрисе, мне приходилось слышать подобные неуместные признания. Но твоим словам я по-настоящему взволнована.

18. Песня в исполнении Владимира Высоцкого: « Я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и наяву».

19. Ученица (Марина Влади): Мне пора уезжать, работа закончена. Я покидаю Москву, прожив здесь около года. Мы оба просто убиты. У тебя нет никакой надежды, приехать ко мне. Ты, как говорят здесь, «не выездной». Просить визу и думать нечего. Нам кажется невозможно прожить друг без друга те три месяца, которые отделяют нас от фестиваля. В аэропорт мы приезжаем в полном отчаянии.
    Ты говоришь, что жизнь без меня не выносима, я отвечаю, что и сама плохо себе представляю жизнь без тебя. Объявляют роковой рейс, мы обнимаемся, чуть не плача, я ухожу в глубину зала, но тут металлический голос вносит поправку: «Рейс задерживается на четыре часа». Я бегом к тебе – еще несколько часов отсрочки!
    Когда я возвращаюсь к себе, звонит телефон. Это ты! Ты провел несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение.
Читает ученик:
                          Мне каждый вечер зажигает свечи,
                          И образ твой окуривает дым.
                          И не хочу я знать, что время лечит,
                          Что все проходит вместе с ним.
                           Теперь я не избавлюсь от покоя:
                           Ведь все, что было на душе – на год вперед,
                           Не ведая, она взяла с собою –
                           Сначала в порт, а после – в самолет…

                           В душе моей – пустынная пустыня
                           Так что стоите под пустой моей душой?!
                           Обрывки песен там и паутина.
                           А остальные все она взяла с собой.

                           В моей душе все цели без дороги,
                           Поройтесь в ней – и вы найдете лишь
                           Две полуфразы, полудиалоги,
                           А остальные – Франция, Париж…

                           И пусть мне вечер зажигает свечи,
                           И образ твой окуривает дым,
                           Но не хочу я знать, что время лечит,
                           Что все проходит вместе с ним.

20. Ученица ( Марина Влади): Ребенком ты занимался акробатикой, молодым человеком продолжал спортивные занятие в школе, потом школа – студия МХАТ, где занимаются фехтованием, танцем и вообще физкультурой. Ты очень способный. В спектаклях ты справляешься с невероятными задачами. В «Жизнь Галилея» ты читаешь длинный монолог, стоя на голове. В «Десяти днях, которые потрясли мир» тебе удается говорить, учащая при этом акробатические прыжки. В «Пугачеве», наконец, ты выкрикиваешь устрашающий монолог ХЛОПУШИ, пытаясь вырваться из цепей, которые каждый раз оставляют у тебя на груди алые полосы.


21. Ведущий: Так кем же он все-таки был – Владимир Высоцкий?
Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.

22. Ведущий: Ничтожной доли компромисса нет ни в одной из его песен. А их сотни.
Как не мог соврать пес, тигр, птица, так не мог слукавить и он. Великий зверь искусства, существо с интуицией зверя, энергией и бесстрашием зверя, ловкостью и хитростью зверя. И при этом он принят как свой у интеллектуалов, у детей и мудрецов.

23. Песня в исполнении Высоцкого: «Охота на волков».
 
24. Ведущий: «Как мы писали сценарий…» - , вспоминает Эдуард Володарский:
        Мы сидели в кабинете. Иногда стучали в дверь, звали:
       -Кончайте с ума сходить, ребята! Пошли чай пить!
       -Мы работаем! Кричал в ответ Володя, и лицо становилось злым. И мы снова просидели до пяти утра. В восемь утра Володя поднял меня, сварил кофе и умчался в театр…
    Потом прошли третьи сутки, четвертые. Тогда, занятый работай, я даже не думал, что Володя спал меньше меня, почти все время был на ногах, ездил на репетиции, на спектакли, варил кофе, подбодрял, подталкивал меня и при всем этом был весь поглощен сценарием, который мы сочиняли.
    Работать сутки напролет… не смыкая глаз… и при этом чувствовать себя как рыба в воде, быть жизнерадостным, агрессивным, напористым. Просто дьявольская работоспособность была у этого человека. Словно в один день своей жизни он умудрялся прожить пять, если не больше. Такое сумасшествие продолжалось пять суток. Утром шестого января сценарий был закончен. У Володи и у меня были красные от бессонницы глаза. Я упал на диван и проспал до одиннадцати вечера, а Володя в это время поехал на репетицию в театр, потом проводил Марину Влади в аэропорт «Шереметьево», потом поехал на какой-то завод давать концерт, а оттуда – в театр на спектакль. И в начале двенадцатого вернулся домой. Ввалился в квартиру со словами:
     - Эдька, ты меня просто потряс, за пять дней написать сценарий! Ну кто еще на такое способен, а? Я совершенно серьезно ответил:
     - Это ты, а не я…
    Он был способен и на большее. И при этом не говорил о себе. Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивая их достоинства. Он умел любить. И, чувствуя эту любовь, ты сам вдруг начинал понимать, что способен на значительно большее, нежели предполагал. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей у него было «Высота».


25. Песня в исполнении Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»
26. Марина Влади: Единственный поэт, чей портрет висит в твоем кабинете – Пушкин. Ты собираешь только произведения Пушкина. Если ты открываешь книгу, чтобы почитать – это книга с поэмами Пушкина. Если ты цитируешь чьи-то мысли, то только Пушкина. Единственный музей, который ты посещаешь – это музей Пушкина.
    Ты говоришь, что Пушкин был русским возрождением в одном лице. Он твой брат по страданиям, ты знаешь все подробности его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ненавидишь тех, кто принес ему зло, ты оплакиваешь его потерю так, словно это произошло недавно. 


  27. Звучит стихотворение «О фатальных датах и цифрах»
«Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт» 

28.   Марина Влади: В 4 часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати… Проходит довольно много времени и когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед, тебе не удалось разбить его.
 
        И снизу лед и сверху – маюсь между.
        Пробить ли верх? Иль пробуравить низ?
        Конечно всплыть! И не терять надежду,
        А там – за дело, в ожиданьи виз.
        Лед надо мною – надломись и тресни!
        Я весь в поту, как пахарь от сохи.
        Вернусь к тебе, как корабли из песни,
        Все помня, даже старые стихи.
        Мне меньше полувека – сорок с лишним.
        Я жив, двенадцать лет тобой храним.
        Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
        Мне есть, чем оправдаться перед ним.


29. Марина Влади: Ты  читал мне эти стихи всего один раз, и они отпечатались в моей памяти. В комнате с закрытыми окнами лежит твое тело. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы зачесаны назад, говорю с тобой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу. «Больше никогда» - эти два слова душат меня. Гнев сжимает мое сердце. Как могли исчезнуть столько таланта, щедрости, силы? Почему это тело такое послушное, отвечающее каждой мышцей на любое из твоих желаний, лежит неподвижно? Где этот голос, неистовство которого потрясало толпу?
Звучит песня в исполнении А. Пугачевой «Беда» (на слова Высоцкого).
30. Высоцкий: …
     Немного прошу взамен бессмертия:
     Широкий тракт да друга, да коня.
     Прошу, покорно голову склоняя,
     В тот день, когда отпустите меня,
     Не плачьте в след, во имя милосердия!
31. Песня «Корабли» в исполнении Высоцкого.
32. Вот уже много лет беспрерывный поток людей идет к могиле. Молодые кладут сюда букеты, другие приносят по обычаю немного коньяка, яблоки, пироги, некоторые оставляют здесь свою гитару. Стихи сотнями приколоты к букетам, которые каждый день собираются в горы цветов.
В 1985 году астрономы Крымской обсерватории называли вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера Владвысоцкий. (загорается звезда)
33. Песни бардов.




Сценарий составила Реут Г. Ю. , учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Центр образования» города Сосновоборска Красноярского края .

11 комментариев:

Галина комментирует...

Настенька! Спасибо за подарок, за радость, доставленную мне. Все сделано со вкусом и любовью. Спасибо за эту любовь к творчеству Высоцкого.Для меня он неповторимая личность,многогранная. Его напор, стремительность,безоглядная преданность искусству, мужественность, самоотдача-качества настоящего Мастера, Творца. Я всегда с ним страдаю, смеюсь, философствую, люблю и ненавижу. Он все делал искренне, по- настоящему!

Галина комментирует...

Вечер "Я,конечно, спою..."проведен мною в школе несколько раз с разными детьми в течение 30 лет работы, и всегда этот вечер любят и помнят,с удовольствием участвуют старшеклассники и приходят зрители разного возраста. Это доказательство, что Высоцкий-это русская поэтическая классика, для которой нет времени, она всегда живет со своим народом.Высоцкий обращается к нам:"Спасибо, что живой...", а мы ему отвечаем:"Спасибо, что ты есть!"

Людмила комментирует...

Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла еще и совесть.
Он больше не споет вам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он умел сказать
И спеть умел,
Чтоб ваших дум в ответ звучали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучиться и думать.

Он не дожил, не досказал всего,
Что билось пульсом и в душе звучало.
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не войдет
Так просто, вместе с тем так достойно...
Он умер ?! Да !!! И все же он поет !
И песни эти не дадут нам спать спокойно.

(Никита Высоцкий)

Людмила. комментирует...

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.

1980
Булат Окуджава

Галина комментирует...

Дорогая Людмила! Большое спасибо за отклик на публикацию этого вечера.Очень понравилось стихотворение Н.Высоцкого об отце, как он верно сказал о том, что Высоцкий держался всегда просто и достойно,в этом он весь и был.Ведь все великое-просто.Очень благодарна тебе за такое прекрасное стихотворение.А песня Б.Окуджавы всегда звучит на этом вечере,и то, что ты ее опубликовала замечательно,это подтверждает,что мы помним и любим этих двух непревзойденных Мастеров авторской песни.

Татьяна комментирует...

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.
В.Высоцкий
Спасибо, Галина Юрьевна и Настя, за эту свечу, за эту память…

Татьяна комментирует...

Отрадно, что и сегодня есть люди, которые могут сказать:

Высоцкий не ушел - он был и есть,
Веду с ним разговор в ночной тиши,
Высоцкий - это ум и моя честь,
Высоцкий - это взлет моей души...

Таня комментирует...

Если б души любимых поэтов,
Тех единственных, очень немногих,
После смерти звездой уходили к планетам,
То сегодня зажглась бы Альфа Володи.

Я тоже верю в это…

Татьяна комментирует...

Горели свечи на снегу,
Гвоздики рядом пламенели.
Чем я живу и что могу?
Какие намечаю цели?

Он знал ответ, пусть не всегда,
Но часто - и для многих.
Как человеком быть, когда
Вокруг - стада двуногих?

Этот ответ во всех его стихах и песнях

Таня комментирует...

Мне интересно, что он сказал бы сегодня в ответ нашему времени, как оценил бы сегодняшнюю действительность.
А кто сегодня смеет? Или может
Подняться над страною в полный рост
И объявить - не собственное право,
Не от себя, а от того, кто Мы…?
Он смел, он мог. Где они теперь, талантливые, смелые, неравнодушные? Наверное, есть, только почему-то их не слышно…

Галина комментирует...

Танечка,спасибо за такой удивительный отклик.За такой взлет души,за единенье наших душ. Рано умирают звезды, но не рвется нить, рано умирают звезды... и уходят в небо, чтобы нам светить. Спасибо им за свет .

"Льются с этих фотографий океаны биографий, жизнь в которых вся, до дна, с нашей переплетена."